Специальные упражнения и игры являются обязательным спутником на пути к полноценному и гармоничному развитию ребенка. В данной статье рассмотрены особенности развития малышей на протяжении первого года жизни, а также приведены некоторые развивающие игры и занятия, подходящие для детей в этом возрасте.
Особенности развития малыша
Интенсивное развитие малыша начинается с момента его рождения. Наряду с физическим развитием, обостряется его слух, зрение и внимание. Серьезные изменения происходят буквально каждый месяц.
- В течение первого месяца жизни новорожденный учится реагировать на звуки и фокусировать внимание на предметах, попадающих в его поле зрения. Он предпринимает первые попытки общения, начиная гулить в ответ на обращение к нему родителей.
- На втором месяце жизни у младенца появляется улыбка и общее оживление в присутствии взрослых. Он уже умеет следить взглядом за различными предметами, поворачивает свою головку по направлению к источнику звука.
- К третьему месяцу жизни малыша начинают привлекать яркие игрушки, которые он способен удерживать в руках в течение некоторого времени. Он учится подражать звукам, становится более подвижным, может самостоятельно разгибать кулачки, щупать свое лицо и тело.
- В четырехмесячном возрасте малыш учится координировать движения глаз и рук. Он может долго и увлеченно играть с игрушками, висящими над его кроваткой.
- В пять месяцев дети обычно уже способны брать погремушку из рук взрослых и самостоятельно удерживать ее.
- По достижению полугода малыш научается удерживать круглые предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Он может передвигаться, используя при этом дополнительную опору на руки.
- В семь месяцев дети все больше начинают интересоваться игрушками. Они размахивают ими, бросают и стучат, вызывая различные звуки.
- В восьмимесячном возрасте малыш может подражать действиям родителей: толкать мячик или машинку, стучать, пытается самостоятельно есть ложкой.
- В девять месяцев в ответ на просьбу родителей ребенок обычно способен выполнять ряд действий. Например, играть в «ладушки», махать ручкой, находить предметы.
- В возрасте десяти месяцев младенец уже понимает просьбу «дай», может находить и протягивать родителям знакомые ему предметы.
- Одиннадцатимесячный малыш, как правило, уже уверенно стоит на ногах, может ходить с опорой или поддержкой взрослых.
- В двенадцатимесячном возрасте он становится еще более самостоятельным, ходит уже без помощи мамы, осваивает окружающее пространство, контактирует с другими детьми. Малыш к этому времени обычно знает около 15—20 слов. Может строить пирамидку, складывать или разделять игрушки по просьбе родителей.
Занятия и игры
Поскольку основной деятельностью в младенчестве выступает эмоциональное общение с матерью (или другим взрослым, заменяющим ее), для гармоничного развития в этот период крайне важным является удовлетворение потребности ребенка в ласке, внимании и любви. Малыш должен понять, что внешний мир, прежде всего в лице матери, доброжелателен к нему. Чтобы развитие ребенка протекало нормально, родителям необходимо уделять достаточно внимания малышу, нянчиться с ним, гладить, обнимать, ласкать, баюкать и носить на ручках.
Занятия до полугода
В этом возрасте очень важно, чтобы малыш контактировал только с качественными и безопасными игрушками, созданными для младенцев. Так, например, хорошим развлечением для малыша в первые месяцы жизни станет специальный мобиль для детской кроватки. От обычных подвесных игрушек его отличает то, что его элементы могут приводить в движение даже едва уловимые потоки воздуха, что привлекает внимание ребенка.
Еще один подходящий для малышей вид развлечений — это погремушки, способные стать невероятно интересным объектом для наблюдения и игр. До тех пор, пока младенец не научится самостоятельно держать предметы в руках, родители могут водить перед ним погремушкой из сторону в сторону, привлекая внимание малыша и тренируя его способность отслеживания предметов взглядом.
Примерно с 3—4 месяцев можно вводить и специальные занятия, способствующие развитию вестибулярного аппарата и координации движений. К примеру, для этих целей отлично подойдет фитбол. Придерживая ребенка за ручки или за бока, нужно уложить его животом на мяч и, не торопясь, покачивать взад-вперед, напевая какую-нибудь песню или стишок в ритм движению.
Занятия с шестимесячного возраста
Занятия, направленные на развитие сенсорного восприятия, помогут родителям познакомить младенца с многообразием ощущений. Для развития сенсорных навыков очень важно правильно организовать среду. Чем разнообразнее предметы, с которыми играет малыш, тем активнее развивается его мозг:
- так, чтобы приобщить малыша к миру запахов, следует как можно чаще давать ему понюхать цветы, фрукты или овощи;
- прикосновения к тканям, имеющим разнообразные текстуры, способствуют развитию тактильной чувствительности;
- для развития осязания существуют специальные сенсорные игрушки, изготовленные из материалов с различными текстурами, но можно использовать и обычные подручные материалы.
Начиная с шести месяцев, малыш активно подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. С помощью восприятия звуков ребенок учится различать предметы, голоса и интонации. Это важный навык, выступающий основой для развития речевых способностей. Поэтому, разговаривая с ребенком, важно правильно и выразительно проговаривать слова, не искажая их. Для развития звуковых навыков можно использовать упражнение «подражание звукам». Его суть заключается в том, чтобы побудить ребенка подражать различным звукам, издаваемым предметами. Так, когда малыш использует игрушечный бубен, мама может издавать звуки «бум-бум-бум», предлагая ребенку повторять за ней. Все то же самое можно проделывать и с другими предметами: погремушками, обычной бумагой и т.п.