Февраль – суровый месяц. Поневоле ассоциируется с суровым характером мужчины-воина, который борется со злом и всем воздает по заслугам, руководствуясь «мужской» этикой справедливости, в традиции которой воспитывают мальчиков в большинстве современных стран. Для нашей цивилизации сила—это «божество», которому поклоняются тысячелетия и ставят вечные вопросы: кто кого? кто сильнее? кто круче?
Все страны имеют свои границы, которые нужно защищать. Также и люди должны уметь защищать свои границы, свою семью, дом и права от посягательств врагов. «Мальчики—всегда будущие солдаты, защитники». Такими словами их и поздравляют в День Защитника Отечества. Солдат должен убивать, если потребуется, а женщина должна рожать, быть матерью. В культурах разных стран просматривается героико-романтический ореол, окружающий зловещий смысл предназначения мужчин и женщин: рожать и убивать. И нет этому конца, как нет конца войнам и конфликтам.
Почему так происходит и что делать?
Младенец рождается с добром ко всему миру. По мере взросления ребенок начинает понимать, что мир не так добр, как ему казалось, многие люди вовсе не добродушны, а напротив, агрессивны. Мальчики дошкольного возраста, не умея пока контролировать свои реакции на поступки окружающих, спешат затеять драку. Запрещать или разрешать драки – вопрос, волнующий многих психологов и педагогов. Их мнения разделились. Конечно, идеальная драка та, которую смогли избежать. С раннего детства ребенка нужно учить искусству решать конфликты мирным путем до тех пор, пока это возможно. Применять физическую силу можно в крайнем случае, когда другого выхода не остается, когда сдерживание противника словесно не работает, и он применяет силу, или жизни ребенка угрожает опасность. Главное, не растеряться и правильно среагировать на ситуацию. Иногда, внезапно нанесенный удар на словесные угрозы даст возможность убежать или связаться с взрослыми.
Необходимо объяснять сыну, что нельзя бить по голове и лицу, рассказать про наиболее уязвимые участки человеческого тела, про приемы, которые нельзя применять, если нет угрозы для жизни. Не все родители могут справиться с этой задачей, поэтому лучше обратиться к спортивному тренеру. Только к 15 годам дети могут адекватно оценивать силу своего удара и его последствия.
Не бить первым без необходимости, не оскорблять людей, а только защищать себя словесно, пока не дошло до драки. Но все же, не надо загонять ребенка в жесткие рамки, ведь бывают ситуации, когда физическая агрессия в ответ на словесную действует на противника отрезвляюще и драки не происходит.
Все мальчики с рождения – воины первопроходцы, склонные к риску. Этим пользуются некоторые взрослые, чтобы привлечь подростков к неблаговидным делам и использовать в своих целях. Поэтому важно рассказать сыну, что есть не совсем здоровые психически люди. Или, не умеющие объяснять свои чувства и желания словами (поэтому они дерутся и толкаются). Надо научить сына анализировать конфликтную ситуацию и не допускать ее. Если задиры сами пристают к сыну, он должен предупредить «я не хочу с тобой общаться, ты толкаешься, дерешься, обзываешься» и т.д. Предупреждаю, что дам тебе сдачу, а не поможет, обращусь к взрослым!» Это не будет ябедничеством, так как сын предупредил и старался не доводить до конфликтов.
Ребенку надо уметь рассчитывать свои силы и просчитывать действия, чтобы не рисковать зря. Но, в ситуациях, когда в нем кипит гнев, он чувствует себя оскорбленным, но вынужден сдерживаться так, как его учили, что драки лучше избегать, обиды и злость накопятся и дойдут до критической точки. Мальчик, в состоянии аффекта может тяжелым предметом проломить обидчику голову. Поэтому, не стоит уж очень сдерживать сына, пусть дает сдачу, а обидчик на себе почувствует последствия своего поведения.
В идеале, надо учить ребенка действовать по ситуации, рассказывая случаи из жизни, и интересуясь, как бы он поступил. Читать и обсуждать книги, смотреть фильмы на эту тему, объяснять, что агрессия порождает агрессию, и большого уважения заслуживает умение предотвратить нападение и драку. Мужчина, решивший конфликт по-доброму не перестает быть мужчиной. Если он сумел объяснить сопернику его неправоту, да еще убедить, что справедливое отношение к людям пойдет ему на пользу и изменит его жизнь к лучшему, то такой человек заслуживает восхищения. Это дано немногим и требует недюжинного ума и таланта. Хорошо, когда мальчики это понимают и стремятся к этому.
Надо убеждать сыновей включать прежде разум, а не следовать инстинкту первобытного охотника и воина. В наши дни самые успешные мужчины – думающие. Сила, ловкость должна дополнять ум, без ума и хорошо наполненных мозгов, сила – глупое оружие.
У поэта Окуджавы много стихов, посвященных войне, и для всех, побежденных и победителей, война является абсолютным злом, а не возможностью показать лихость и отвагу, приобрести опыт, чтобы стать настоящим мужчиной. Пока есть военные опасности, будут и солдаты, защитники. Мы благодарны им за это.
На сильного человека всегда найдется более сильный. Поэтому драться невыгодно и конфликтовать нерационально. Лучше думать, как договориться и на каких условиях. Не получается договориться – приходится воевать. Но надо понимать, что солдаты, военные, чтобы защитить мирных жителей и свою страну, не только рискуют жизнью, но и берут грех на душу, убивая себе подобных.
Из полководцев заслуживают любовь и уважение народа те, кто думал, как сохранить жизни своих солдат и обойтись малыми человеческими жертвами. С детьми надо изучать военную историю нашей страны и размышлять, почему произошел тот или иной конфликт. И учить детей тому, что все, что бы ни делал человек, должно служить для приумножения добра в нашем мире.
Мужчины, отцы которых, чуть что, лезли в драку, ради своих сыновей обязаны стать миротворцами, показать им, как избегать конфликтов, и не подначивать: «не будь нытиком», «уничтожь обидчика», «вмажь ему как следует». А если сын дал сдачу обидчику не надо с восторгом говорить: «здорово ты ему врезал», «так ему и надо», «молодец, сынок». Правильно сказать: «что ж, человек не понимает слов, и тебе пришлось постоять за себя. В этом случае глупо не воспользоваться кулаками».
Впереди идет сержант.
На груди – лиловый бант.
А в глазах его печальных –
и надежда, и талант.
Он не любит воевать.
Он не хочет убивать.
Он ничьи не может жизни
у природы воровать.
А за ним идет солдат.
Не высок, не бородат.
Он такому командиру
и признателен, и рад.
У него в дому жена.
Не нужна ему война.
А уж если разобраться,
то кому она нужна?
Впрочем, эти двое – сон
в обрамлении погон,
исключение из правил,
а не норма, не закон.
Ведь у прочих все не так:
все — вояки из вояк,
а с вояками такими
уцелеть нельзя никак.
Булат Окуджава