Умственная отсталость

Умственная отсталость

По данным статистики ВОЗ, распространенность умственной отсталости среди мирового населения варьирует от 1% до 3%. Чем глубже выражена патология, тем раньше она выявляется у ребенка. Наиболее часто этот диагноз ставят в возрасте 7-12 лет. В дальнейшем он редко пересматривается и зачастую оказывается сопряженным с высокими рисками инвалидизации.

Что такое умственная отсталость?

Умственной отсталостью называют задержку или неполноценность развития психики, при которой прежде всего отмечается нарушение способностей, формирующихся в периоды созревания и ответственных за общий уровень интеллекта.

Под интеллектом здесь понимается совокупность умственных, речевых, двигательных и социальных способностей.

Получается, что под термином «умственная отсталость» подразумевают целую группу нарушений интеллектуального развития, которые могут иметь самое разное происхождение и разнообразную симптоматику. Это состояние, при котором достижение нормального развития для психики невозможно.

Характерной особенностью умственной отсталости выступает тотальность недоразвития психики: недостаточно сформированными являются все психические процессы и функции. В первую очередь очевидны нарушения когнитивного развития (мыслительной деятельности, речи), но и остальные компоненты психики (эмоциональность, моторные навыки, особенности личности) в той или иной степени недоразвиты. Такие дети плохо поддаются обучению.

Умственная отсталость может сопутствовать иным психическим и физиологическим патологиям или же развиваться в качестве самостоятельного нарушения. Однако, в целом, исследования показывают, что умственно отсталые лица примерно в 3-4 раза больше подвержены психическим расстройствам в сравнении с общей популяцией.

У таких людей, как правило, всегда наблюдаются нарушения адаптации. Но при этом комфортные социальные условия с обеспечением поддержки создают возможность для лиц с легкой степенью отсталости сохранить приемлемый уровень адаптированности. Вместе с тем, у пациентов могут иметься значительные нарушения интеллектуальных способностей, но сохраняется высокая продуктивность в отдельных сферах (к примеру, при выполнении несложных зрительно-пространственных упражнений).

При глубокой умственной отсталости больные оказываются фактически беспомощными, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Таким образом, прогнозы для ребенка при умственной отсталости зависят не только от уровня общего интеллекта, но и от таких факторов, как эмоциональность, влечения, поведение, речь, социальные способности и др.

Психологические особенности

Дети с умственной отсталостью имеют свои психологические особенности, которые затрудняют их обучение и социальную адаптацию. Конечно, не все эти особенности могут быть явно выражены у конкретного ребенка. Однако какую-то часть из них всегда можно обнаружить, и это необходимо учитывать при взаимодействии с таким ребенком.

  1. Ограниченность эмоциональных переживаний интересами, которые непосредственно относятся к самому ребенку. Чем глубже умственная отсталость, тем большее количество желаний направлено на удовлетворение базовых потребностей (чувства голода и т.п.).
  2. Редкость проявлений недовольства собой и чувства вины.
  3. Нехватка волевых способностей (легкая внушаемость, пассивная подчиняемость, импульсивность).
  4. Рассеянность и неусидчивость.
  5. Отсутствие или недостаток способности анализировать информацию, осуществлять логические умозаключения.
  6. Долгое и тяжелое привыкание к новой обстановке и новым людям.

Причины умственной отсталости

Несмотря на то, что единогласного мнения по поводу причин и механизмов развития умственной отсталости в современной науке пока еще не существует, большинство ученых убеждены, что основной вклад в эту патологию вносит органическое повреждение мозговой коры. Ее изменения наблюдаются при этом на многих участках и способны приводить к нарушению строения коры и ее функций. Диффузные трансформации коры, кроме того, могут сочетаться с локальными поражениями, иногда затрагивающими и нижележащие подкорковые структуры.

К такому повреждению коры головного мозга приводят:

  • генные мутации;
  • расстройства нервной системы;
  • вирусные инфекции, перенесенные во внутриутробном периоде или после рождения;
  • травмирование во время родового процесса;
  • недоношенность;
  • энцефалопатия;
  • заболевания головного мозга, характерные для новорожденных;
  • воспалительные процессы в нервной системе;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли и др.

Коррекция умственной отсталости

Развитие человека является процессом, длящимся большую часть жизни, поэтому немаловажную роль в адаптации ребенка с умственной отсталостью играет внешняя среда (качество и условия жизни, получение необходимой помощи, социальная поддержка).

Детям с умственной отсталостью сложно справляться с учебными нагрузками. Из-за наличия когнитивного дефицита они чувствуют себя «неполноценными», не стремятся к участию в жизни здоровых подростков, затрудняются в построении социальных контактов. Если не предпринимать никаких мер, степень уже имеющейся социально-педагогической запущенности будет только увеличиваться. В результате отсутствие необходимого психиатрического лечения и наблюдения, низкий уровень образования, плохие условия жизни, неспособность систематически трудиться, потеря контактов с близкими создают опасность формирования асоциального стереотипа поведения и склонности к совершению противоправных деяний.

Чтобы этого не произошло, необходимо создать для ребенка условия, в которых он, несмотря на наличие имеющихся затруднений, будет чувствовать себя комфортно и уверенно, что позволит ему реализовывать свой потенциал.

Возможности коррекции и конкретные меры во многом определяются степенью умственной отсталости и индивидуальными особенностями ребенка. Обычно необходим комплексный подход. Диагноз умственная отсталость устанавливается врачом-психиатром. В дальнейшем к терапии подключаются такие специалисты, как невролог, логопед-дефектолог, эндокринолог, психолог и др.

Иконка просмотров 263
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 173683

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

Температура у детей без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 169988

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 130405

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 95918

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 73138

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 70804

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Температура у новорожденного
23.09.2014
Иконка просмотров 69081

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 66882

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 66813

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 64989

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 60070

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

типы дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 53616

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Заказать обратный звонок