Все дети плачут. Но у некоторых из них плач оказывается настолько интенсивным и захватывающим, что в итоге приводит к спазму рыдания. В данной статье разберемся, что представляет собой данный феномен, рассмотрим механизмы его развития, а также ответим на вопросы о том, как не допустить рыдательный спазм, как его лечить и как помочь ребенку при его возникновении.
Что такое спазм рыдания?
Спазм рыдания (рыдательный спазм) – это состояние, возникающее при особенно сильном плаче ребенка во время истерики, когда его плач со временем не утихает, а становится все более интенсивным и яростным. При рыдательном спазме затрудняется дыхание малыша. В некоторых случаях спазм рыдания также сопровождает кратковременная потеря сознания, синюшность губ и покровов кожи.
Наиболее часто рыдательные спазмы встречаются у детей в возрасте от полугода до шести лет.
В терапевтической практике их относят к категории пароксизмальных состояний наряду с другими внезапными нарушениями сознания, пароксизмальными моторными расстройствами и приступообразными изменениями поведения, которые легко спутать с эпилепсией. Поэтому такие явления также называют «псевдоэпилептическими».
Причины и механизмы развития рыдательного спазма
В классификации пароксизмальных расстройств рыдательный спазм включают в группу психогенных и частично психогенных приступов. Это означает, что его возникновение в той или иной мере связано с психологическими факторами. В целом, в названную группу входят:
- истерические припадки;
- панические атаки;
- гипервентиляционные синкопы и респираторно-аффективные приступы.
Рыдательный спазм относится к последней из перечисленных подгрупп психогенных приступов.
Гипервентиляционные синкопы развиваются вследствие частого и глубокого дыхания. Обычно они встречаются при:
- психовегетативных состояниях, которые вызваны ощущениями тревоги и паники, страхом смерти;
- истерических приступах, что обусловлено характерной для больных истерией вычурностью и манерностью, а также потребностью во внимании «зрителей», которого истерическая личность бессознательно пытается добиться любой, в том числе и подобной, ценой.
Нарушениям сознания при гипервентиляционном синкопе предшествуют такие симптомы, как:
- учащение дыхания;
- проявления тетании, возникающие вследствие гипервентиляции легких (напряженность мышц лица и конечностей, например, феномены «рук акушера» или «стоп балерины»);
- изменения в анализах крови (понижение содержания углекислого газа, смещение рН в направлении алкалоза).
Гипервентилляционные синкопы, развивающиеся у детей (в том числе и рыдательный спазм), принято называть аффективно-респираторными приступами. При спазме рыдания у ребенка, когда он, плача, осуществляет громкий крик во время вдоха, происходит внезапная остановка дыхания, в результате чего кожные покровы лица бледнеют или приобретают синеватый оттенок. Наблюдается расстройство сознания, непродолжительные разгибательные судороги тонического характера, отдельные отрывистые сокращения мышц.
Выраженность и тяжесть симптомов при рыдательном спазме, прежде всего, определяются степенью гипоксии головного мозга. Респираторно-аффективные приступы могут очень сильно пугать родителей, но в большинстве случаев они не несут угрозы для жизни и в скором времени самостоятельно проходят, однако частое повторение таких приступов является поводом для консультации со специалистом.
Лечение спазма рыдания у детей
Лечение психогенных пароксизмов, как правило, осуществляется неврологами и психологами совместно.
Фармакотерапия при подобных расстройствах имеет несколько возможных направлений:
- купирование приступов;
- предупреждение их повторного возникновения;
- коррекция имеющихся психовегетативных нарушений.
Для этой цели применяются бензодиазепины, антидепрессанты разных групп, нейролептики и их различные комбинации. Фармакологические препараты при лечении ребенка должны подбираться врачом-неврологом или психиатром индивидуально на основе ведущего психопатологического расстройства и особенностей вегетативных нарушений.
Помимо медикаментозного лечения, существенную роль при рыдательных спазмах у детей играют методы немедикаментозной коррекции. В частности, психотерапевтическая работа с детским психологом.
Что делать при рыдательном спазме у ребенка?
Непосредственно во время самого приступа нужно оказать ребенку необходимую первую помощь. Для этого следует:
- уложить его на спину таким образом, чтобы тело приняло вытянутое положение, что позволит нормализовать дыхание за счет расслабления спазмированных мышц;
- снять одежду, сковывающую и стесняющую дыхательные движения;
- обеспечить доступ свежего воздуха в помещение.
Если дыхание спустя короткий промежуток времени не нормализовалось, ребенка необходимо поместить в полусидячее положение и обратиться за экстренной медицинской помощью.
При потере сознания важно убедиться в наличии признаков жизни у ребенка, перевернуть его на бок, придав телу устойчивое состояние, и вызвать скорую помощь, стараясь контролировать состояние больного до прибытия бригады медиков.
Рыдательный спазм легко перепутать с другими угрожающими жизни состояниями, сопровождающимися угнетением дыхания и потерей сознания. Поэтому родителям следует быть предельно внимательными и настороженными. Помните, что непроходящее отсутствие дыхания требует проведения сердечно-легочной реанимации и искусственной вентиляции легких.
Профилактика рыдательного спазма
Забота о психологическом состоянии ребенка и обучение его адаптивным способам управления своими эмоциями выступают ключевыми мерами профилактики респираторно-аффективных приступов.
Предотвратить развитие рыдательного спазма у детей помогают своевременно предпринятые и эффективные попытки успокоения со стороны взрослых. Когда ребенок плачет, прежде всего, важно понять причины его аффективной реакции и по возможности постараться повлиять на них.
Так, маленькие дети, еще не умеющие говорить, могут плакать при недостаточном удовлетворении их физиологических и эмоциональных потребностей. Другой причиной плача у малышей часто служат тревожащие их заболевания и нарушения в организме. Решение актуальных и беспокоящих вопросов обычно успокаивает малыша.
О психологических приемах успокоения, подходящих для детей более старшего возраста, читайте в нашей следующей статье.