Фантазирование — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Оно способствует развитию воображения, памяти, абстрактного мышления и других важнейших психических функций. Но как отличить «нормальное» фантазирование, свойственное всем детям, от патологического?
Признаки патологического фантазирования у детей
Наиболее часто патологическое фантазирование встречается у дошкольников и младших школьников. В этом возрасте одним из основных занятий ребенка являются сюжетно-ролевые игры. С их помощью малыш может примерять разнообразные социальные роли, копируя поведение и внешний образ героев, которых он выбирает и которым он хочет подражать. Иногда эти герои периодически меняются, в других случаях они остаются неизменными изо дня в день.
Самым важным критерием, позволяющим отличить норму от патологии, является то, что при нормальном фантазировании ребенок не теряет связи с реальностью. С помощью волевых усилий по собственному желанию он может остановить процесс построения вымышленной ситуации в своей голове и впоследствии запустить его снова. При этом поступки малыша выглядят вполне адекватными. Сюжеты таких фантазий и игр остаются по большей части понятными другим людям, они могут легко присоединиться к ним. Кроме того, при нормальном фантазировании сюжеты характеризуются гибкостью и подвижностью, даже если персонажи или ситуации неизменны.
При патологическом фантазировании ребенок буквально зацикливается на своих фантазиях.
Он «отрывается» от реальности в прямом смысле этого слова. Нарушается критичность к происходящему. Фантазии возникают непроизвольно, начинают доминировать в сознании и провоцируют различные расстройства поведения. Ребенок уже не может контролировать их. Он не отличает игру от происходящего в реальной жизни. Не понимает, в каких случаях это уместно, а в каких — нет. Другим людям его фантазии и игры кажутся странными, непонятными и непоследовательными. Их сюжеты ригидны, стереотипны и постоянно повторяются вплоть до мельчайших деталей и образов.
Так, например, играя, дети часто любят представлять себя каким-либо животным: кошкой, собакой, коровой, львом и т.п. В такой игре ребенок может реализовать свои базовые потребности, характерные для данного возраста. Однако если малыш «застревает» в этом образе, если он требует, чтобы его постоянно называли именем животного и кормили из миски, в течение продолжительного времени ходит на четвереньках, мяукает, и отвлечь его от этого буквально невозможно, это может говорить о зачатках патологического фантазирования.
Для детей также характерно фантазирование о перевоплощении в каких-либо героев, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. С помощью такого перевоплощения ребенок «проигрывает» свои страхи, повышает самооценку, учится слушать и слышать окружающих, чувствовать других людей, пытаясь вжиться в их образ. Но если ребенок, опять же, застревает в таком образе и не хочет выходить из него, начинает всегда действовать как выбранный им герой — это тревожный признак.
Подобное поведение ребенка, с одной стороны, кажущееся невинным, все же должно насторожить родителей. Следует разобраться, почему малыш делает это и тем самым уходит от собственной персоны. Он перестает быть в своем представлении ребенком, человеком и становится животным или вымышленным персонажем. Специалисты называют данный феномен «деперсонализацией».
Почему так происходит? Найти ответ в каждом конкретном случае можно, обратившись к специалистам. Они помогут определить — либо это невинная детская игра, либо же, действительно, такие проявления являются патологическими. Важно вовремя разобраться и не упустить какие-либо признаки, которые могут быть неблагоприятными относительно психического здоровья и развития ребенка в дальнейшем.
Возможные причины патологического фантазирования
Патологическое фантазирование может развиваться в нескольких случаях. Одной из возможных причин считается поражение центральной нервной системы. Тогда фантазирование у ребенка, как правило, характеризуется депрессивностью или агрессией. Внешне это проявляется в том, что малыш замыкается в себе, не хочет играть с другими детьми, а сами его игры носят аутистический характер.
Если же патологическое фантазирование связано с шизофреническими проявлениями, то у ребенка можно наблюдать ярко выраженную деперсонализацию. Так, каждый раз он выбирает себе какого-либо героя, а иногда даже неодушевленный предмет, перевоплощается в них и отвлечь его от этого очень сложно. Такие фантазии становятся для ребенка сверхценными.
Еще одна возможная причина развития патологического фантазирования — это расстройство личности. В данном случае ребенок отдает себе отчет в собственных действиях, у него отсутствуют явные искажения реальности. Но при этом его фантазии достаточно агрессивны, грандиозны и направлены на самоутверждение. Это могут быть фантазии о том, что он является властелином мира, кем-то всемогущим, способным помешать или помочь другим.
Как помочь ребенку
Итак, фантазирование является естественным процессом в развитии ребенка. Однако если оно носит патологический характер, важно вовремя заметить это и попытаться увести ребенка от зацикливания на какой-либо игре. Родителям необходимо проверить, отличает ли ребенок действительную реальность от того, что понарошку происходит в его фантазиях. Может ли он понимать, что на самом деле он не человек-паук, а лишь играет, перевоплощаясь в этого героя, и по окончанию игры способен снова стать самим собой.
Следует постараться прислушаться к самому ребенку и при возникновении сомнений или подозрений своевременно обратиться к детскому психологу или психиатру. Только специалист, имеющий медицинское или психологическое образование, способен точно установить, является ли происходящее с ребенком патологией или же это нормальные проявления, характерные для данного возраста.