Рисковым называют такое поведение, которое создает высокую вероятность нанесения вреда здоровью. Это очень широкое понятие и, таким образом, к рисковому поведению можно отнести большое число поведенческих феноменов, разнообразных по своей природе. Рассмотрим подробнее, что именно принято считать рисковым поведением и как быть, если подобные формы деятельности наблюдаются у подростка.
Рисковое поведение: что это?
Большую тревогу у родителей вызывает резкий скачок в рисковом поведении подростков, который, по статистике, приводит к увеличению смертности в данной возрастной категории на 200% в сравнении с детьми. Данные ВОЗ также свидетельствуют о том, что около 70% от всех подростковых смертей являются результатом рискового поведения.
С медицинской точки зрения, под рисковым поведением понимается совокупность поведенческих феноменов, которые несут в себе риски развития соматических или психических заболеваний, а также социальной дезадаптации.
Это такое поведение, которое предполагает добровольное допущение угрозы здоровью и жизни индивида, преследует определенные цели или выгоды и содержит возможность как положительного, так и отрицательного исхода. То есть, в рисковом поведении всегда есть элемент некоторый игры с судьбой: повезет или не повезет?
К рисковому поведению в подростковом возрасте можно отнести:
- увлечения, связанные с высокими рисками травматизации, включая экстремальные виды спорта, бокс, боевые искусства, паркур, руфинг (проникновение на крыши), «прицеперство» и т.п.;
- злоупотребление алкоголем и химическими веществами (наркотиками, лекарствами, употребление бытовой химии, духов и др.);
- беспорядочные половые связи;
- вовлечение в деструктивные культы;
- нарушения пищевого поведения;
- агрессивное и антисоциальное поведение.
Важно понимать, что рискованность поведения определяется не столько конкретными видами деятельности, сколько тем, какой мотив стоит за этим. Так, и обычная прогулка может оказаться вариантом рискового поведения, если подросток гуляет ночью один по неосвещенному и безлюдному лесному массиву.
Почему подростки так склонны к рисковому поведению?
Рисковое поведение нередко является для подростков источником новых, интенсивных и необычных переживаний. Прибегая к нему, они пробуют собственные силы и возможности. В то же время тенденции к самосохранению в этом возрасте еще не так явно выражены, а представления о возможных последствиях подобного поведения, включая летальный исход, нереалистичны. Отсутствует и четкое представление о смерти. Так, подростки, недооценивая риски, часто бывают убеждены в собственной неуязвимости.
Известно, что склонность к угрожающему жизни поведению в подростковом возрасте коррелирует с наличием тяжелых эмоциональных переживаний (депрессивных состояний, повышенной тревожности, острого чувства одиночества).
В пубертате в головном мозге человека происходят серьезные трансформации, также оказывающие свое влияние на формирование рискового поведения. В частности, процессы созревания мозга в этот период характеризуются неравномерностью. Лимбические структуры, отвечающие за эмоциональность, являются достаточно развитыми, в то время как лобные доли, регулирующие и ограничивающие поведение, пока еще окончательно не созрели. В сером и белом веществе мозга тоже происходят определенные процессы, снижается медленно волновая ЭЭГ активность, отмечаются изменения в нейрогуморальном функционировании.
Все эти трансформационные процессы в совокупности обуславливают то, почему подросткам так трудно контролировать свои агрессивные и сексуальные импульсы, прогнозировать последствия собственной деятельности. Они склонны к импульсивным поступкам под влиянием эмоций и необдуманным решениям. Порой неспособны понять сами себя и объяснить свое поведение. Они ищут сильных эмоций и интенсивных стимулов, способных доставить им новые переживания, не гнушаясь при этом прибегать к психоактивным веществам, экстремальным увлечениям, гиперсексуальному поведению и перееданию. Максимализм и ангедония, так характерные для подросткового возраста, только закрепляют подобные тенденции. И подросток ищет все более мощные стимулы, потому что прежних ему становится недостаточно.
Что делать родителям?
Рисковое поведение несет в себе огромную угрозу для жизни и здоровья подростков. Так, к примеру, известно, что нейропсихологические изменения, провоцирующие склонность к рисковому поведению, влияют также и на суицидальность лиц подросткового возраста.
Родителям, дети которых склонны к рисковому поведению, следует учитывать особенности подросткового возраста и корректировать меры воспитания в соответствии с этим. Понятие рискового поведения обширно и включает в себя как социально-приемлемые виды деятельности, так и деструктивные действия. Тягу ребенка к риску и необычным ощущениям, к примеру, можно удовлетворить относительно безопасным способом — в спортивных занятиях (боевые искусства, скейтбординг, прыжки с парашютом и т.п.).
Если рисковое поведение создает серьезную угрозу для жизни ребенка и у родителей никак не получается повлиять на ситуацию, важно вовремя обратиться за помощью. Полезной для таких подростков окажется индивидуальная психотерапия. С ее помощью они смогут научиться распознавать эмоции, толкающие их на совершение рисковых поступков, и справляться с ними иным способом. Посредством психотерапии подросток также улучшает свои коммуникативные навыки, учится эффективному взаимодействию со сверстниками.
Большое значение для коррекции рискового поведения, в целом, имеет возможность свободно выражать эмоции. Не менее важна здоровая обстановка в семье. Необходимо организовать для подростка качественный досуг, вовлечь его в творческую или социально полезную деятельность, чтобы у него была возможность противопоставить что-то деструктивным формам поведения.