Расстройства личности являются одной из самых распространенных в настоящее время психических патологий. Подростковый возраст — это период, наиболее уязвимый в отношении манифестации личностных расстройств. По статистике, от 5% до 9% подростков, которые впервые обращаются за психиатрической помощью, диагностируются как имеющие ту или иную форму личностного расстройства.
Что такое расстройство личности?
Расстройства личности — это патологические состояния, которые доставляют страдания как самим больным, так и их окружению. Их характерной чертой является дисгармоничность психического склада, то есть устойчивых (а нередко и врожденных) черт личности.
Подобная дисгармония при личностных расстройствах проявляется в эмоциональной и волевой сферах, в области влечений. Кроме того, она становится очевидной в социальных ситуациях самого различного плана, при взаимодействии с другими людьми. Причем эти патологические проявления, как правило, присутствуют, начиная с детства или пубертата. Иными словами, расстройства личности представляют собой укоренившиеся стили поведения и мышления, выраженные в чрезмерных формах.
Расстройства личности бывают врожденными (тогда их называют конституциональными), но могут быть и приобретенными. Выделяют различные виды личностных расстройств. О некоторых из них мы поговорим ниже.
Что важно, подростки с расстройствами личности нуждаются в комплексной профессиональной помощи, которая включает в себя адекватную фармакотерапию и психотерапию. Известно, что при отсутствии такой поддержки лица с расстройствами личности (даже при нивелировании патологических черт по мере взросления) в итоге нередко оказываются дезадаптированными и страдают от упущенных возможностей, связанных с получением достойного образования, профессионального статуса и построением социальных связей.
Шизоидное расстройство
Шизоидные черты личности обычно формируются уже к 3-4 годам.
В качестве общих характеристик шизоидной структуры можно рассматривать:
- отрешенность и отстраненность;
- незаинтересованность в общении и построении социальных контактов;
- ограничение диапазона эмоций при межличностном взаимодействии (редко жестикулируют, улыбаются, да и проявляют эмоции в целом);
- сильная погруженность в хобби и занятия, не связанные с общением с людьми (например, компьютерные игры);
- нечувствительность к критике или похвале.
Причинами формирования шизоидного расстройства помимо конституциональных факторов, по мнению специалистов, выступают эмоциональная холодность, обособленность и пренебрежительное отношение опекунов к ребенку в раннем и младенческом возрасте.
Шизотипическое расстройство
Перечислим основные черты шизотипического расстройства:
- искажение когнитивных функций и восприятия, включая наличие бредовых идей, телесных иллюзий, дезорганизацию речи и мышления (например, идеи ложных связей —неверная интерпретация обычных происшествий, как имеющих особое значение и смысл для них; идеи магического контроля над другими и т.п.);
- снижение способности к близким отношениям, дискомфорт и неловкость при общении;
- эксцентричное поведение (странная манера речи, использование вычурных фраз, странный или неопрятный внешний вид, необычные манеры, игнорирование социальных условностей);
- подозрительность, параноидальные идеи.
Известно, что шизотипическое расстройство в большинстве случаев развивается при определенных аномалиях мозга, свойственных для шизофрении. Наиболее часто оно встречается у подростков, чьи ближайшие родственники имели шизофрению или иные психические расстройства.
Истерическое расстройство
Истерические черты закладываются по достижению ребенком 5-6-летнего возраста.
Картина истерического расстройства выглядит следующим образом:
- чрезмерная эмоциональность;
- неутолимая потребность во внимании (интенсивное чувство дискомфорта в его отсутствии);
- яркий, часто провокационный внешний вид, использование внешности с целью привлечения внимания;
- драматичность, театральность в жестах и речи, живость эмоций;
- жажда новизны, быстрое наступление скуки (и, как следствие частая смена хобби, кружков и друзей);
- склонность к эмоциональному манипулированию;
- легкая внушаемость.
Нарциссическое расстройство
Ключевыми чертами нарциссического расстройства выступают:
- ощущение собственной грандиозности, уникальности, особенности, которое периодически может сменяться чувством своей ничтожности;
- фантазии о великих достижениях, власти, красоте или талантах;
- недостаток эмпатии;
- высокомерие;
- потребность в похвале, восхищении и принадлежности к «особым» людям;
- склонность к обесцениванию других для поддержания чувства превосходства;
- эксплуатационное отношение к окружающим;
- хрупкая самооценка, которая зависит от одобрения других;
- сильно выраженный аффект зависти;
- чувствительность к критике и неудачам, избегание ситуаций, в которых существует риск неудачи.
В формирование нарциссического расстройства вносят свой вклад, с одной стороны, наследственные факторы. С другой — ошибки в воспитании. Например, чрезмерная критика или похвала.
Зависимое расстройство
Причинами его формирования могут быть негативные ранние переживания, такие как отсутствие безопасности, заботы, ухода или биологическая уязвимость в период младенчества.
Такие дети, как правило:
- нуждаются в постоянной заботе, чрезмерно привязываются к близким;
- склонны к послушанию, покорности и повиновению;
- подрастая, они не теряют свойственную младенцам беспомощность и считают, что не могут самостоятельно позаботиться о себе, требуют помощи и поддержки;
- зависимым личностям трудно принимать решения, они нуждаются в постоянных подтверждениях, советах и рекомендациях;
- склонны принижать свои способности и избегать ответственности;
- бурно реагируют на разлуку, плохо переносят одиночество.