Арт-терапия занимает лидирующие позиции в работе психологов с детьми дошкольного возраста. Она предоставляет ребенку возможность повышения своей самооценки, выражения собственных чувств и тревожащих переживаний, самореализации в творчестве.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия представляет собой занятия с психологом, основанные на художественном творчестве. Суть этих занятий заключается вовсе не в том, чтобы обучиться рисованию или развить какие-либо иные творческие навыки. Скорее, смысл арт-терапии состоит в том, чтобы с помощью различных техник и специально подобранных психологом материалов ребенок получил возможности для самопознания, углубления понимания себя и самовыражения.
В чем польза арт-терапии для ребенка?
Арт-терапия создает для детей благоприятные условия, в которых они могут учиться осознавать свои переживания и чувства, а также справляться с ними. Это становится возможным благодаря тому, что, создавая на занятиях свои творения, ребенок через них выражает собственные эмоции.
Вместе с тем, подобные практики позитивно влияют на разностороннее развитие детей, в частности, на их интеллектуальные способности и эмоционально-волевую сферу. Стимулируется воображение. Личность ребенка в целом гармонизируется, снижается уровень напряжения.
Стеснительным, закрытым и не умеющим общаться со сверстниками детям практики арт-терапии помогают освоить процессы коммуникации, обрести уверенность в себе, научиться проявлять себя. Такие занятия дают им ощущение успешности, что крайне важно для социализации среди сверстников.
Многое зависит и от конкретного направления. К примеру, изотерапия способствует развитию чувственно-двигательной координации и межполушарного взаимодействия, что оказывает положительное влияние на рост творческого потенциала. Танцевальная терапия позволяет избавиться от телесного напряжения, научиться управлять своим телом, а также преодолеть зажатость и скованность.
Основные направления арт-терапии
Арт-терапия включает в себя множество направлений, основанных на различных видах творческой деятельности. В работе с дошкольниками наиболее часто применяются следующие.
Изотерапия
Считается самым изученным и понятным детям способом арт-терапии. Предполагает психологическое воздействие на ребенка с помощью изобразительной деятельности. Изотерапия имеет своей целью:
- формирование благоприятных условий для развития эмоциональной сферы ребенка;
- стимуляцию творческого воображения;
- улучшение мелкой моторики;
- повышение навыков коммуникации.
Рисунки ребенка, в целом, могут довольно многое «рассказать» о нем. На бумаге малыш выражает то, что он чувствует, и то, как он относится к происходящему с ним. Он выплескивает на нее все свои страхи и переживания, изображает то, о чем он мечтает или чего он хочет.
Метод рисования в арт-терапии отличается от стандартного понимания данного процесса. Здесь совсем не важен результат с точки зрения его эстетических и художественных характеристик. Внимание психолога направлено, скорее, на то, что хочет изобразить ребенок и как именно он это делает. Ему предоставляется полная свобода в экспериментировании с красками или иными изобразительными материалами. Малыш может рисовать пальцами, ладошками и даже просто расплескивать красители на бумагу. Подобный процесс помогает ребенку избавиться от скопившегося напряжения, как бы перенеся его на бумагу.
Помимо рисования существуют и другие методы изотерапии. Например, работа с пластилином способствует развитию фантазии, мелкой моторики и координации движений.
Сказкотерапия
За последние несколько лет это направление арт-терапии обрело широкую популярность. В данном случае сказки используются с целью интеграции личности ребенка, развития его творческих способностей и коммуникативных навыков. Сказка помогает ребенку в формировании эмпатии — важного навыка для понимания других людей, их эмоций и поступков. Сказка позволяет малышу поставить себя на место героя, преодолевая вместе с ним все препятствия и трудности.
Кроме того, ребенок может сочинить и свою сказку. В ней, во-первых, будет отражена динамика его собственных переживаний, того, что его больше всего беспокоит. А во-вторых, создание сказки само по себе терапевтично, поскольку помогает малышу переработать болезненный для него опыт. Фантазируя, ребенок разрабатывает различные варианты развития событий, таким образом переживая и ассимилируя их.
Куклотерапия
Не менее распространено и такое направление, как куклотерапия. Оно основано на отождествлении малыша с различными игрушками. Обычно для этих целей используется кукольный театр. Ребенку порой бывает сложно рассказать словами о том, что его на самом деле беспокоит. Игра является основным занятием ребенка дошкольного возраста. В ней он может свободно выражать себя, свои чувства и эмоции, как бы от лица игрушки.
Куклотерапия позволяет:
- снять эмоциональное напряжение;
- сформировать опыт положительного взаимодействия с другими людьми;
- скорректировать особенности личности ребенка, используя игровые модели.
Музыкальная терапия
Музыкотерапия обычно применяется для нормализации эмоционального состояния малыша. Кроме простого прослушивания музыкальных композиций нередко используются различные музыкально-ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах.
Танцевальная терапия
С помощью танцевальной терапии дети учатся выражать свои эмоции и настроение посредством движений. Танцы помогают познать свое тело, научиться управлять им и чувствовать пространство. Вместе с тем у ребенка улучшается координация движений, появляется чувство ритма. Развиваются способности к импровизации. Такие занятия обычно носят групповой характер, что способствует обретению навыков взаимодействия со сверстниками, избавляет от зажатости, скованности и стеснительности.