В одних случаях непослушание и желание во всем перечить родителям являются возрастной нормой. В других — различные поведенческие нарушения можно рассматривать как симптомы психологического неблагополучия, такие же как тревожность, тики или энурез. На практике, конечно, чаще встречается сочетание того и другого. Естественные возрастные кризисы накладываются на имеющиеся психологические трудности, и результатом этого всего становятся проблемы в поведении.
Влияние возрастных кризисов на поведение ребенка
Что обычно понимают под плохим поведением? Капризность, различного рода «бунты», стремление делать все наперекор тому, что велят взрослые. Все эти проявления нередко встречаются у большинства детей в определенном возрасте и представляют собой скорее норму, чем патологию. Однако от того, как разрешится возрастной кризис, во многом будут зависеть личностные особенности ребенка и дальнейший стиль его поведения. Рассмотрим, какие возрастные кризисы чаще всего сопровождаются непослушанием.
Кризис трех лет
Кризис трех лет связан с первым серьезным отделением ребенка от матери. Как в физическом, так и в психологическом плане. Прежде младенец с матерью представляли собой единое целое. Но теперь малыш учится ходить, активно исследует окружающую среду, начинает ощущать себя как отдельного человека.
В речи ребенка к этому возрасту появляется и закрепляется слово «Я». Он тестирует собственные границы и возможности. Становится капризным, упрямым, неуправляемым, часто впадает в настоящую ярость. Все эти поведенческие проявления в норме появляются в период от 2,5 до 4 лет, длятся около года, а затем проходят или становятся частью характера в зависимости от того, как разрешится кризис.
Такое поведение мало поддается коррекции. Впрочем, жесткие дисциплинарные меры могут даже усугубить ситуацию. Лучший совет родителям здесь — запастись терпением. Проявления самостоятельности у малыша следует поддерживать и поощрять. Однако при этом важно, чтобы ребенок понимал, что существуют запреты, нарушать которые ни в коем случае нельзя, поскольку это может привести к трагическим последствиям.
Подростковый кризис
Подростковый кризис начинается примерно в 13 лет и может бурно протекать на протяжении всего подросткового периода. В этот момент у детей снижается мотивация к учебе, отмечается протестное поведение, конфликты со взрослыми (родителями и учителями). Они стремятся быть взрослыми. Настаивают на новых правах и соответствующем отношении к ним. Ребенок вновь пытается высвободиться из-под опеки старших и их контроля. Подвергает сомнениям все правила, установленные порядки и законы.
В умеренной степени все эти проявления нормальны и естественны для подросткового возраста. Но если они масштабны и глобальны, повторяются как стереотипы поведения в любой ситуации из раза в раз, вероятно что-то идет не так. Тогда стоит переосмыслить методы воспитания, систему взаимоотношений в семье. И делать это лучше всего в сопровождении детского психолога.
Плохое поведение как симптом психологического неблагополучия
Психологи считают, что симптом всегда является способом заявить о проблеме. Если ребенок не слушается, если он плохо себя ведет, значит, таким образом он, скорее всего, пытается сообщить взрослому о том, что его беспокоит или не устраивает.
Что может транслировать родителям ребенок посредством непослушания?
- «Мне недостаточно внимания и любви».
- «Я напуган, растерян и не знаю, что мне делать». «Я не чувствую себя в безопасности».
- «Я хочу, чтобы меня наконец заметили!».
- «Меня не устраивает то, как ко мне относятся».
Если присмотреться, то у ребенка с проблемным поведением всегда можно обнаружить некоторый дефицит в отношениях, психологическое страдание, голод по любви. И чем сильнее поведенческие нарушения, тем больше эта «дыра». Возможно, сам ребенок такой дефицит даже не вполне осознает, а уж тем более не знает, как об этом сказать или как это изменить. Тогда симптом — плохое поведение — говорит за ребенка.
Авторитет родителей
Когда у ребенка нарушается поведение, это также может быть историей про авторитет взрослого в семье. Нехватка воспитательных навыков и психологических знаний у родителей, неопытность, чрезмерная мягкость, собственные внутренние конфликты нередко приводят к тому, что они оказываются неспособными разумно использовать родительскую власть. В результате ребенок не считает мнение родителя авторитетным, а потому и не слушается.
Но что означает «быть авторитетом для ребенка»? Это, когда ребенок:
- доверяет родителю, прислушивается к нему и приходит за советом;
- принимает и поддерживает семейные ценности и установленные взрослыми правила;
- уважает взрослого и, в целом, с теплотой относится к нему.
Авторитет родителя непостоянен и может колебаться в зависимости от происходящих событий, переживаемых ребенком возрастных кризисов. Другой вопрос — как поддерживать авторитет? Для этого, вопреки многим убеждениям, вовсе не требуется властность и суровая дисциплина. Детям нужны разумные требования, границы и родительская любовь. Немаловажен и собственный здоровый пример в отношении основных жизненных позиций. Если взрослый не уважает себя и считает себя неуспешным, высока вероятность того, что и ребенок не будет считать его для себя авторитетом.
Как решить проблему с плохим поведением и непослушанием?
Поскольку поведенческие нарушения могут выступать как нормальным возрастным явлением, так и симптомом психологических трудностей, не существует единой верной стратегии того, как «заставить ребенка слушаться». Это долгий и кропотливый путь.
Разграничить норму и патологию можно по степени нарушений поведения и их регулярности.
- Если речь идет о кратковременных и умеренных капризах, негативизме, стремлении перечить взрослым, то здесь важно сохранять гибкость и наблюдать, пробовать применять различные стратегии поведения. На что-то можно закрыть глаза, поняв, что своеволие и стремление к самостоятельности в определенной степени необходимы для развития личности.
- Если же дело доходит до серьезных проступков и девиантного поведения, то стоит принимать более решительные меры: пересматривать систему воспитания, восстанавливать родительский авторитет, улучшать семейные взаимоотношения. Такая работа всегда более эффективна под наставничеством детского психолога.