Наблюдая за детьми с нервно-психическими отклонениями, можно прийти к выводу, что у них нарушена воля и волевой баланс. У застенчивых, робких невротиков воля часто подавлена; а у гиперактивных, конфликтных (этим отличаются также и психопаты) происходит противодействие личной воли с волей других людей. Также встречается сочетание, когда неестественная механическая покорность вдруг непредсказуемо меняется на «бурные взбрыки» в самые неожиданные моменты (этим страдают шизофреники). К этим моментам нередко присоединяются невротические симптомы: заикания, тики, подергивания, энурез. Создается впечатление, что воля ребенка перемещается на речевой аппарат у заики (аппарат речи упрямится отдельно от ребенка); при тиках своевольничают и упрямятся глаза, рот; при подергиваниях — плечи и конечности. Ребенок, хотя сам слушается, не может контролировать их. Его подавленная центровая воля теперь хозяйничает на периферии тела.
Если разобраться с мотивами упрямства, а они очень разные (неуемная жажда лидерства, боязнь неудачи и наказания, самолюбие и страх перед общением с другими детьми, мучительная ревность) и начать работать над гармонизацией личности ребенка, то постепенно исчезают тики, заикание, энурез, а воля укрепляется. У ребенка появляется усидчивость, терпение, собранность, целеустремленность, ему легче дается школьная программа.
Конечно, лучше обратиться к специалисту-психологу, особенно, если упрямство и негативизм переходит все границы.
Ребенок кажется агрессивным, чудовищно избалованным, жаждущим лидерства. Он непоколебим в своем упрямстве, может легко подвести других. На самом деле, за поведением такого ребенка стоит непростая семейная ситуация, на которую еще наложился стресс, и поведением ребенка, в основном, руководит страх. Здесь нужен психолог. Ориентиром для обращения служит постоянное патологическое упрямство.
В случаях, когда ребенок ведет себя адекватно, но вдруг резко начинает упрямиться, родители, поразмыслив, и сами могут найти причину и устранить ее. Например, перемена в поведении ребенка произошла после рождения брата или сестры. Мама переключилась на новорожденного, и если он еще родится слабеньким, с проблемами со здоровьем, то времени на старшего почти не остается. Старший ребенок переживает, особенно сильно, если он невротик, ранимый и эгоцентричный. Своим поведением он мстит матери и пытается добиться ее внимания. Гнев и переживание матери служит ему доказательством ее неравнодушия к нему. Если мама начнет уделять ребенку внимание и показывать свою любовь, а также включит в круг забот о новорожденном, ситуация исправится. Чувство ответственности очень важно для старшего. Ведь им удовлетворяется самолюбие ревнивца.
Но в большинстве случаев, упрямство является реакцией на подавление воли и слишком жесткий прессинг.
Само по себе оно бывает у детей с недоразвитым интеллектом или у малышей около 4-х лет. В этих случаях полезны сценки с любимой игрушкой – собачкой, кошкой, лошадкой, обезьянкой и т.д. Такие представления показывают, какие неприятности происходят из-за упрямства. Например:
- На прогулке обезьянка не захотела идти туда, куда ее вел хозяин, она заупрямилась и пошла другой дорогой, попала в грязь и вся измазалась. А там, куда она отказалась идти, был парк с веселыми аттракционами. Хозяин хотел покататься на них вместе с ней.
- В другой раз она пошла в парк с хозяином, а там был конкурс на самого ловкого. Обезьянка легко бы его выиграла, но заупрямилась и не стала участвовать. А в конкурсе победила собака, не такая ловкая как она. Собаку наградили чудесным призом (надо перечислить то, о чем мечтает ребенок), а еще дали медаль.
- Хозяин с обезьянкой собрались в кино. Стояли и ждали зеленый сигнал светофора, чтобы перейти дорогу. Но обезьянка не хотела ждать. Хозяин ей объяснял, что нельзя, а она упрямилась. Не дождавшись, побежала и чуть не попала под машину. А хозяина оштрафовал полицейский. Деньгами, предназначенными для кино, заплатили штраф. Хозяин еще хотел купить обезьянке сладкую вату и попкорн, но штраф был большой, и они вернулись домой ни с чем.
Разные дети упрямы по-разному, иногда спокойные, покладистые дети становятся упрямыми осликами. В этом случае надо разбираться с упрямством и уважать его как хрупкое стремление к независимости. Устраняя и сглаживая причины, породившие этот недостаток, надо перековывать его в такие качества как упорное стремление к цели, упорное доведение дела до конца, упорная работа над собой. Ведь упорство – полезное качество для жизни.