Рождение ребенка несомненно является волнительным и радостным событием для каждой семьи. Однако поначалу многие родители сталкиваются с сильным стрессом, связанным с отсутствием знаний о развитии ребенка и сопутствующих ему возрастных кризисах. Многие задаются вопросом: «Нормально ли развит для своего возраста мой ребенок?». Разобраться в этом вопросе поможет ознакомление с характеристиками основных этапов развития детей.
Младенчество (от рождения и до года)
Младенчество — это очень важный период в развитии ребенка, который во многом определяет весь его дальнейший ход. Ниже перечислены основные критерии, по которым родители могут определить, протекает ли развитие малыша нормально или для него характерны какие-либо отклонения от нормы.
О нормальном развитии говорит наличие навыка «социальной улыбки», то есть улыбки, возникающей в ситуациях общения. Также об этом свидетельствует наличие вокализации: гуления, гуканья, лепета. Так, при взаимодействии со взрослым здоровый малыш активно издает различные звуки, сопровождаемые двигательными реакциями и общим оживлением. Отсутствие или недостаток вокализации могут являться признаком задержки речевого развития.
Кроме того, в это время наблюдается интенсивное развитие вкуса, обоняния, тактильной чувствительности, зрения и слуха. Основной деятельностью малыша, начиная с двухмесячного возраста, становится эмоциональное общение с матерью. Он еще не в полной мере овладел речью, поэтому взаимодействует со взрослыми посредством эмоциональных реакций.
На первом году жизни происходит активное развитие мелкой и крупной моторики. В шестимесячном возрасте малыш научается захватывать предметы, постоянно тянется к игрушкам, интересующим его. Он уже умеет поднимать головку и, лежа на спине, самостоятельно переворачиваться на живот или на бок. Начиная с девяти месяцев совершенствуется навык ползания, малыш учится стоять и ходить с поддержкой. А к году он становится способным преодолевать небольшие расстояния, не прибегая к поддержке.
Задержка в формировании основных моторных навыков может быть связана с нарушением мышечного тонуса и нормального развития ребенка, что требует консультации детского невролога.
Раннее детство (1—3 года)
В раннем детстве наблюдается усиленное развитие речи, расширение словарного запаса. Ребенок научается говорить короткими предложениями. Его слова часто принимают причудливые формы. Общение с близкими и знакомыми взрослыми достаточно эмоционально. При взаимодействии с ними малыш радуется и проявляет открытость. Однако незнакомых людей он все еще стесняется, может долго привыкать к ним и не идти на контакт.
В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Основным занятием становится манипулирование различными предметами. Развивается память, внимание, восприятие, мышление. Однако малыш еще не способен к длительному удержанию внимания на одном предмете, он часто отвлекается и быстро утомляется.
Насторожиться родителям следует в случаях, когда трехлетний ребенок не проявляет интереса к игрушкам и сверстникам, а также избегает зрительного контакта. Такие проявления могут указывать на наличие аутизма и требуют посещения невролога.
Дошкольное детство (3—6 лет)
Основным занятием ребенка, в контексте которого его развитие в этот период протекает наиболее интенсивно, становится сюжетно-ролевая игра, связанная с моделированием действительности. Активно развиваются навыки рисования и конструирования. Для ребенка характерна общая любознательность и хорошее воображение. Он становится способным мыслить в уме, в частности, соотносить действия и их результат. Представление о времени и пространстве все еще ограничено.
Эталоном поведения в разнообразных ситуациях выступает взрослый. Так, дошкольники часто копируют поведение своих родителей. В их лексиконе также закрепляются слова «хочу» или «не хочу», «я сам», родители сталкиваются с первыми капризами, что свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.
Консультации специалиста в этом возрасте требуют случаи, когда ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, работоспособностью, а также эмоциональные и коммуникативные затруднения. Указывать на нарушение развития может неспособность запомнить собственное имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессию.
Младший школьный возраст (6—11 лет)
Этот возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной сферы, навыков самоконтроля, произвольного внимания и памяти, связанным с поступлением в школу. Ведущей становится учебная деятельность. Ребенок уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве, умеет действовать по образцу.
Он стремится самоутвердиться и получить признание как со стороны взрослых, так и от сверстников. Активно развиваются навыки коммуникации, устанавливаются дружеские контакты.
Подростковый возраст (11-14 лет)
У подростков на первый план выходит общение со сверстниками. Наблюдаются реакции группирования и эмансипации, желание подражать взрослым, озабоченность своим внешним видом и возрастание интереса к противоположному полу.
В подростковом возрасте начинает формироваться самосознание, собственная система взглядов и ценностей. Подростки стремятся к самостоятельности и пытаются высвободиться из-под опеки взрослых, следствием чего могут являться частые конфликты, провокационное и вызывающее поведение. Этому также способствует яркость, подвижность их эмоциональной сферы и быстрая утомляемость, связанные с гормональной перестройкой организма.
Старший школьный возраст (14-18 лет)
В этот период ребенок становится практически взрослым. Он в полной мере овладевает навыками самоконтроля и саморегуляции, устремляется в будущее, начинает строить жизненные планы, стремится найти собственное место в жизни, выбрать будущую профессию. Он усваивает свою половую роль, расширяет диапазон социальных ролей и интересов, принимает свою внешность и ее особенности, формирует образ самого себя.