Чередование поощрений и наказаний в воспитании ребенка приобрело в обыденном общении метафорическое название системы «кнута и пряника». Однако иногда эта метафора понимается слишком буквально. В качестве «кнута» используется физическое наказание, а в качестве «пряника» — позиция «куплю все, что ты захочешь». При этом кнут применяется обычно гораздо чаще, чем пряник.
Но эффективны ли наказания? Нужно ли поощрять ребенка? И как его при этом не избаловать? Попробуем рассмотреть все эти вопросы подробнее.
О поощрении
То, что мы в обыденной жизни привыкли называть поощрением, специалисты в области поведения человека и животных именуют как «подкрепление». Оно бывает двух типов.
- Позитивное подкрепление — это и есть поощрение в привычном его понимании, то есть получение некоторого вознаграждения, которое следует за желаемым поведением и увеличивает вероятность его повторения в будущем. Это может быть похвала, карманные деньги, сладости, возможность посмотреть мультфильм перед сном и все то, чем вы обычно радуете ребенка. То, что доставляет ему удовольствие.
- С негативным подкреплением дело обстоит сложнее. В контексте воспитания детей под этим термином психологи понимают устранение какого-либо неприятного для ребенка обстоятельства в ответ на то, что тот ведет себя желаемым образом. Негативное подкрепление родитель применяет, например, тогда, когда позволяет ребенку сегодня не мыть посуду, если тот сделает все уроки вовремя.
Поощрение и мотивация
Эффективны ли эти методы поощрения? Да, но в только в ограниченных пределах. Все дело в том, что они направлены преимущественно на формирование внешней мотивации ребенка. Это такая мотивация, источником которой служит нечто, находящееся во внешнем мире (какой-либо предмет, награда или другой человек), а не во внутреннем. Такая мотивация менее устойчива, поскольку она может полностью исчезнуть при отсутствии привычного вознаграждения.
Внутренняя же мотивация исходит из собственных убеждений ребенка, из его желаний и ценностей. Она отчасти формируется на основе внешней мотивации, но для ее возникновения необходимы благоприятные условия. Ребенка, обладающего внутренней мотивацией, не нужно заставлять делать что-либо, он делает это просто потому, что искренне хочет.
Таким образом, поощрение ребенка полезно для формирования у него внешней мотивации, которая является основой для мотивации внутренней. Чтобы внешняя мотивация могла превратиться во внутреннюю, одного только поощрения недостаточно. Необходимо найти подход, способствующий раскрытию уникальности ребенка. Например, давать ему право делать собственный выбор в вопросах того, чем ему заниматься и как именно это следует делать.
О наказании
Наказание — это крайняя мера. Его цель заключается в том, чтобы остановить нежелательное поведение ребенка, а не в том, чтобы использовать какое-нибудь болезненное и неприятное средство, желая его проучить.
Как правило, психологи выделяют четыре вида наказания.
- Лишение вознаграждения — ограничение ребенка в чем-то приятном для него («Ты не будешь играть в компьютер, если не сделаешь уроки»).
- Штрафы — воздействие на ребенка, путем ограничения его карманных расходов («Ты испортила мою помаду, я вычту это из твоих карманных денег»).
- Словесное наказание — высмеивание, подколы, оскорбления, выражение осуждения, обесценивание, сравнивание с другими, угрозы, использование жестоких фраз («Я тебя больше не люблю», «Будешь так себя вести — отдам тебя в детский дом»).
- Физическое наказание — применение физической силы.
Два последних метода наказания не могут быть эффективными и полезными в воспитании ребенка. Вреда от них гораздо больше, чем пользы, поскольку они являются очень травматичными для чувствительной детской психики.
Так, брошенную от бессилия фразу: «Как же ты меня достал», — ребенок воспринимает всерьез и искренне верит в это. Он начинает чувствовать себя «обузой», у него появляется ощущение собственной ненужности и никчемности. Такое наказание занижает его самооценку и учит обманывать родителей.
Применение грубой силы к ребенку является для него показательным примером того, что конфликты можно и нужно решать через силу. Физическое наказание взращивает в ребенке озлобленность, ненависть к себе и окружающим. Оно внушает ему мысль о том, что он «плохой». Формируется замкнутый круг, когда ребенок поступает плохо из-за своих же представлений о себе самом.
Наказывать или нет?
Когда вы злитесь на ребенка за его проступки, попробуйте для начала выдохнуть и немного успокоиться. Задайте себе вопросы.
- Действительно ли поступок ребенка заслуживает применения крайних мер?
- Чего вы хотите добиться, наказывая ребенка?
- Возможно ли достичь этого без наказаний?
- Как еще можно указать ребенку на его ошибки?
Иногда гораздо эффективнее наказания оказывается обычный разговор. Но как говорить с детьми так, чтобы они слышали вас и прислушивались к вам?
- Попробуйте обсудить совместно с ребенком последствия его поступка.
- Спросите у него, чего он хотел добиться своим поведением, рассчитывал ли он на такой результат.
- Поинтересуйтесь, как он мог бы исправить случившееся и как он может предотвратить это в дальнейшем.
Если же это тот случай, когда разговоры уже точно не работают, тогда возможно применение наказания. Только для этого следует выбирать наименее травматичные для психики ребенка методы, такие как лишение его вознаграждения или использование в отношении него штрафных санкций. Однако более эффективный способ решения проблемы заключается в обращении за помощью к детскому психологу. Он поможет разобраться в причинах проблемного поведения ребенка и наметить путь для его дальнейшего исправления.
Резюме
Возможно ли воспитание без наказания? Пожалуй, это утопия. Тогда, главное — баланс. Наказание является крайней мерой. Помимо нее в арсенале родителя должны иметься и другие методы воспитания.
Ведь в результате воспитания важнее всего сформировать у ребенка способность управлять своим поведением, делая это исходя из собственных побуждений и представлений о том, что такое «хорошо» и «плохо», а не потому, что он может быть наказанным, если ослушается правил, навязанных родителями.