Как показывают современные исследования, ухудшение условий жизни, отмечаемое за последний период, спровоцировало рост нервно-психических нарушений у населения, в том числе и у детей. По данным официальной статистики, наблюдается значительная распространенность невротической патологии в детско-подростковой возрастной категории и существенный рост числа лиц, регулярно получающих психиатрическую помощь.
Что такое невроз?
Невроз представляет собой расстройство, которое возникает под влиянием психологических факторов: эмоциональных потрясений, стресса, психических травм и т.д. Такие расстройства называют психогенными. Невроз развивается в результате взаимодействия неблагоприятных жизненных обстоятельств и личностных особенностей ребенка, предрасполагающих к появлению той или иной патологии.
В психиатрии невротические расстройства относят к пограничным психическим феноменам. Они располагаются на границе между болезнью и здоровьем. Однако невзирая на то, что неврозы затрагивают лишь некоторые сферы психической деятельности (а не всю ее целиком) и не влекут за собой грубых нарушений поведения, они существенно снижают качество жизни ребенка.
Факторы, способные спровоцировать развитие невроза у детей:
- острые и хронические психические травмы;
- дисгармоничные отношения в семье;
- неправильное воспитание;
- завышенные требования к ребенку;
- конфликты со сверстниками;
- травля.
Особенностью невротических расстройств в детском возрасте является практически полное отсутствие осознания ребенком имеющихся нарушений и их связи с травмирующими обстоятельствами. В клинической картине преобладают соматовегетативные или двигательные расстройства, то есть, имеющиеся жалобы связаны преимущественно с телесными проявлениями. Нередко встречается непосредственная реакция на психотравму по типу «короткого замыкания», когда внутренняя переработка ситуации полностью отсутствует.
Виды невротических расстройств у детей
В группу невротических расстройств в настоящее время включено большое количество различных нервно-психических нарушений. Их объединяют следующие характеристики:
- возникшие нарушения связаны с личностью больного, они обусловлены неким психотравмирующим событием, с которым ребенок оказался неспособным справиться, и интенсивными эмоциональными переживаниями по поводу случившегося;
- проявления невроза в некоторой степени связаны по содержанию с травмирующей ситуацией и переживаниями ребенка, ребенок как бы фиксируется на них и выражает их в форме симптома;
- наблюдается более высокая эффективность психотерапевтических методов лечения в сравнении с медикаментозными.
Рассмотрим, какие виды неврозов чаще всего встречаются у детей и подростков.
Неврастения
В качестве основных проявлений неврастении у детей можно назвать:
- «раздражительную слабость» (сочетание повышенной возбудимости психики и быстрой ее истощаемости);
- вялость, утомляемость, дневную сонливость;
- головные боли;
- нарушения внимания и памяти;
- изменения сна (затрудненное засыпание, поверхностный сон со множеством сновидений).
Перечисленные симптомы не исчезают после отдыха. И это отличает неврастению от обычной усталости.
Для него свойственно появление навязчивых мыслей, приводящих к выполнению определенных ритуалов. Так, например, у детей наиболее часто встречаются навязчивые мысли, обусловленные страхом заражения, боязнью причинить вред себе или окружающим. Чтобы обезопасить себя от этих фантазий, ребенок изобретает ритуалы, которых придерживается для предотвращения чего-то «непоправимого».
Невроз страха
При неврозе страха отмечается навязчивое переживание эмоции страха, который обостряется в определенных ситуациях и отличается ярким, образным, чувственным характером.
У дошкольников и младших школьников часто возникает страх, связанный с разлукой. Он проявляется в форме чрезмерной тревоги при расставании с родителями или другими значимыми людьми. Причем эта тревога не соответствует возрастному развитию ребенка. Он может отказываться идти в школу, детский сад и вообще выходить куда-либо из дома (а также ложиться спать) из-за боязни разлучиться с близкими для него людьми. Поводом для обращения к врачу при неврозе страха чаще всего становятся жалобы на плохое самочувствие (головные боли, неприятные ощущения в животе и т.п.), а также возникновение рвоты или тошноты перед разлукой с близкими или после нее.
Еще одним вариантом невроза страха выступают специфические фобии, для которых характерен интенсивный страх определенных объектов или ситуаций (боязнь насекомых, страх высоты, уколов и др.).
Логоневроз
При логоневрозе (невротическом заикании) нарушения речи спровоцированы психологическими факторами, а не органическими причинами. Заикание может быть вызвано сильным испугом, внезапным потрясением или хроническим стрессом, связанным с условиями жизни ребенка и неправильным воспитанием. Наиболее уязвимыми в отношении логоневроза считаются дети в возрасте 4-5 лет.
Невротический энурез и энкопрез
Энурез (недержание мочи) и энкопрез (каломазание) также бывают вызваны психологическими причинами. Чаще всего эти невротические расстройства возникают после таких травмирующих для ребенка событий, как первый визит в детский сад или школу, развод родителей, рождение сиблинга, появление отчима или мачехи и др. Травмой могут также стать ситуации преждевременного высаживания на горшок, длительного нахождения в мокрых пеленках, физические наказания.
Диагностика и лечение невротических расстройств у детей и подростков
Для диагностики и лечения невротических расстройств может потребоваться помощь таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр и психолог.
Поскольку причина возникновения неврозов является психологической, в лечении используются преимущественно методы психотерапевтической помощи, например:
- игровая терапия;
- групповая психотерапия, направленная на творческое самовыражение;
- арт-терапия и др.
В некоторых случаях помимо работы с психологом бывает необходима медикаментозная поддержка.
Профилактика железодефицитных состояний у детей
Железодефицитные состояния у детей считаются крайне распространенной патологией, с которой в своей работе ежедневно сталкиваются врачи-педиатры общей практики. Эта группа включает в себя различные заболевания и расстройства, причиной которых является уменьшение содержания гемоглобина и эритроцитов в крови, что влечет за собой нарушения снабжения кислородом тканей организма. В данной статье детально рассмотрим основные меры профилактики железодефицитных состояний у детей на разных этапах развития.
Группа риска
Профилактика дефицита железа необходима:
- недоношенным детям (начиная с двух месяцев);
- детям от многоплодной беременности;
- при осложненном течении беременности и родов;
- крупным младенцам, быстро набирающим массу и рост;
- малышам, вскармливаемым искусственно с помощью неадаптированных смесей;
- детям, имеющим хронические заболевания, синдром мальабсорбции;
- перенесшим значительные кровопотери и хирургические вмешательства;
- девочкам в первые несколько лет после начала менструаций;
- подросткам, активно занимающимся спортом.
Основной метод профилактики
Основным методом профилактики анемии является прием железосодержащих препаратов. Это связано с тем, что данный микронутриент усваивается вместе с пищей лишь в малых количествах, чего явно недостаточно в случае повышения потребности организма в железе. Выбор и назначение препарата, подбор необходимой дозировки с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма ребенка должны осуществляться только квалифицированным специалистом по результатам анализов. Для получения консультации требуется обратиться к врачу-педиатру.
Особенности усвоения железа из пищевых продуктов
Соблюдение полноценной и сбалансированной по основным ингредиентам диеты не позволяет восполнить уже имеющийся дефицит железа. Однако с ее помощью можно «покрыть» физиологические потребности организма и предотвратить развитие нехватки данного микроэлемента.
Так, установлено, что здоровые дети за сутки теряют от 0,15 до 0,6 мг железа. У девочек во время менструаций показатели возрастают до 15-50 мг. Именно эти потери и должны быть возмещены за счет питания.
Усвоение железа из потребляемой пищи ограничено. В среднем, биодоступность данного вещества из повседневного рациона не превышает 10%. Исходя из этих расчетов, специалистами были сформированы нормы потребления железа для детей различных возрастов:
- до трех месяцев — 4 мг/сутки;
- 3-6 месяцев — 7 мг/сутки;
- до шести лет — 10 мг/сутки;
- предпубертатный возраст — 12 мг/сутки;
- юноши — 15 мг/сутки;
- девушки — 18 мг/сутки.
Диета как метод профилактики анемии у детей
При составлении рациона питания необходимо ориентироваться не на то, сколько железа содержится в том или ином продукте, а на его форму. Именно от формы железа зависит его всасывание и усвоение.
- Гемовое железо (гемоглобин, миоглобин). Его источником выступают мясо и птица. Показатели всасывания варьируют от 20% до 30%.
- Негемовые ферропротеины усваиваются гораздо хуже. К примеру, ферритин и гемосидерин, которые содержатся в рыбе и печени. Или лактоферрин, получаемый из молока. Хотя общее содержание железа в печени почти в три раза превышает таковое в мясных продуктах.
- Негемовое железо из продуктов растительного происхождения (овощей, фруктов, злаков) в форме солей, фитоферритина, характеризуется еще более низкой всасываемостью (2-5%). Более того, его усвоение находится в сильной зависимости от содержания в организме веществ-ингибиторов всасывания железа. Так, чтобы улучшить усвоение железа из растительных продуктов, необходимо употреблять их вместе с мясом, печенью или рыбой.
Антенатальная профилактика
Под этим термином понимается профилактика дефицита железа у матери во время беременности. Ее ключевыми составляющими выступают:
- соблюдение правильного режима;
- полноценный рацион питания;
- своевременное обнаружение и коррекция железодефицитных состояний;
- превентивный прием железосодержащих препаратов для женщин, входящих в группу риска по развитию анемии.
Профилактика на первом году жизни
Наиболее высокую биодоступность (50%) имеет железо, которое содержится в человеческом грудном молоке (лактоферрин). Поэтому естественная профилактика железодефицитной анемии у детей в первые месяцы жизни заключается в грудном вскармливании до достижения ребенком 4-6 месяцев.
Если кормить грудью малыша в течение первого полугодия жизни по тем или иным причинам невозможно, на помощь приходят искусственные смеси, содержащие от 0,4 до 0,8 мг железа в расчете на 100 мл. Это количество покрывает потребности грудного ребенка в данном микроэлементе, поскольку запасы железа, полученные от матери, в этот период еще не успели истощиться. В дальнейшем, во втором полугодии, рекомендуется выбирать молочные смеси с содержанием железа не менее 0,9-1,3 мг на 100 мл, так как по мере роста ребенка его обмен веществ становится зависимым исключительно от количества железа, получаемого вместе с пищей.
Исследования показывают, что вследствие интенсивных обменных процессов у грудных младенцев антенатальные («материнские») запасы железа истощаются примерно к 5-6-месячному возрасту. Поэтому на данном этапе необходимо введение прикорма. Причем дети, страдающие от анемии, нуждаются в введении прикормов в более ранние сроки: на 2-4 недели раньше, чем здоровые малыши.
В качестве такого прикорма рекомендуется выбирать специализированные промышленные продукты с повышенным содержанием железа (соки, пюре, каши), что способствует его лучшему усвоению. При этом манную, рисовую и толокняную кашу в рационе грудного ребенка следует заменить гречкой, ячменем или просо.
Кроме того, для профилактики железодефицитных состояний мясной прикорм младенцам нужно вводить не позднее полугодовалого возраста. Поскольку мясные и рыбные продукты усиливают усвоение железа из фруктов и овощей при их одновременном употреблении, можно включать в ежедневное меню ребенка мясные блюда с овощными гарнирами.