Часто ошибки в воспитании детей бывают связаны с отсутствием опыта и знаний о том, как это делать. В других ситуациях они вызваны накопившейся усталостью и раздражением. Воспитание ребёнка является индивидуальным вопросом, поэтому допускать ошибки — это нормально. Такое бывает со всеми родителями. Но если неправильные методы прочно закрепляются в семейной системе воспитательных мер, это может создать неблагоприятные последствия для психического здоровья и развития ребенка.
Гипопротекция
Этот вид неправильного воспитания подразумевает недостаток опеки, контроля со стороны родителей за поведением ребенка. Крайняя форма его проявления представляет собой полную безнадзорность. Однако наиболее часто встречаются ситуации, когда ребенок «накормлен и одет», но испытывает при этом недостаток внимания, заботы и искреннего интереса взрослых к его жизни. Другими словами, он чувствует, что родителям не до него.
В результате дети и подростки, предоставленные самим себе, быстро оказываются в компаниях асоциальных сверстников, попадают под их дурное влияние, рано приобщаются к выпивке.
Доминирующая гиперопека
При таком подходе родители склонны чрезмерно опекать ребенка. Они стремятся контролировать каждый его шаг, каждую минуту его жизни. Как следствие выстраивается целая система запретов. Бдительное наблюдение может доходить до постыдной для ребенка слежки за ним.
Постоянные запреты, невозможность принять собственное решение создают ощущение несправедливости. Ребенок чувствует, что ему «ничего нельзя», тогда как другим — «все можно». В итоге он вырастает несамостоятельным, безответственным, неприспособленным к жизни. Ведь на протяжении долгого времени взрослые все вопросы решали за него.
В других случаях такое воспитание приводит к нарастанию подросткового бунта, протеста, стремления к самостоятельности, иногда выражающегося в пагубной форме (например, выпивки, курение, побеги из дома). Родители реагируют на подобное поведение подростка логичным, по их мнению, способом. Они еще больше усиливают контроль, применяют более строгие наказания, стараются оградить от сверстников. Но это не приносит должных результатов. Эффект, скорее, обратный. И подросток еще сильнее стремится к независимости, проявляя непослушание и неподчинение родительскому авторитету.
Потворствующая гиперопека
Вариант неправильного воспитания, при котором к ребенку относятся как к «кумиру» семьи. Родители стремятся освободить его от выполнения неприятных или скучных обязанностей, дел по дому. Все трудности они готовы решить за него. Все это дополняет постоянное восхищение талантами ребенка (иногда мнимыми) и преувеличение его реальных способностей.
В итоге малыш с ранних лет привыкает к тому, что все вокруг его любят и готовы в любой момент исполнить его прихоти. Это взращивает стойкое желание всегда находиться в центре внимания. В школе ребенок впервые сталкивается с другим отношением. Атмосфера соперничества, конкуренции за внимание, наличие рядом более ярких, успешных или способных детей, которым отдается предпочтение, сильно ранит его.
С одной стороны, потворствующая гиперопека способствует формированию завышенных притязаний. С другой — препятствует выработке самостоятельности и способности к систематическому труду.
Эмоциональное отвержение
Этот тип воспитания связан с холодностью родителей и наличием у ребенка ощущения, что он является обузой для них и без него всем было бы лучше. Ситуация обостряется, если рядом есть братья, сестры или другие члены семьи, которых, по мнению ребенка, родители любят больше.
Воспитание отторжением никогда не даст правильного результата. Реагировать на эмоциональное отвержение дети могут по-разному. Многие тяжело переживают холодное отношение и замыкаются в себе. Другие отвечают на это протестом, рвут контакты с родителями, начинают вести асоциальный образ жизни и ищут утешения в уличных компаниях.
Жестокость
Нередко сопровождает крайнюю степень эмоционального отвержения. Жестокость в семье может выражаться путем суровых расправ за мелкие шалости, строгих наказаний, тирании, избиений, скандалов, оскорблений. Но вряд ли такими способами можно добиться желаемых воспитательных результатов. Жестокое отношение лишь озлобляет ребенка, учит его тому, что гнев можно срывать на младших и слабых.
Повышенная ответственность
В таких семьях на будущее своего чада родители обычно возлагают большие надежды. Они предъявляют завышенные требования к его успехам, достижениям, способностям и талантам. Часто мечтают о том, чтобы ребенок воплотил в жизнь их собственные стремления, которые им самим реализовать почему-то не удалось. Подросток находится в напряжении. Он чувствует, что от него постоянно чего-то ждут, и очень боится не оправдать надежды родителей.
В других случаях повышенная ответственность бывает связана с возложенными на ребенка недетскими обязанностями по уходу за домом, за больными или за младшими членами семьи. В особенности, если подобных обязанностей слишком много.
Иногда такое воспитание помогает развить чувство долга и ответственности. Но чаще всего ребенок не выдерживает гнета возложенных на него ожиданий и обязательств, что может привести к психическому неблагополучию.
Потворствующая гипопротекция
О воспитании по типу потворствующей гипопротекции можно говорить, когда недостаток контроля со стороны родителей и атмосфера вседозволенности сочетаются с отсутствием критичности к поступкам ребенка. Всеми силами они пытаются оправдать его поведение, спасти от наказания, переложить вину и ответственность на окружающих. В конце концов, когда такие дети остаются без покровительства своих близких, они сталкиваются с трудностями в приспособлении к самостоятельной жизни.
Культ болезни
Культ болезни в семье связан с преувеличенными заботами о здоровье. Он может возникать, если ребенок получает от родителей заботу и любовь только тогда, когда болеет. Он быстро понимает, что болеть выгодно, ибо таким способом можно легко добиться желаемого внимания. Впоследствии подобное поведение закрепляется. При столкновении с малейшими жизненными трудностями ребенок «уходит в болезнь».
Изменить сложившиеся устои и воспитательные привычки бывает не так просто. Если вы чувствуете, что не справляетесь с этим своими силами, обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет вам скорректировать систему семейного воспитания и подберет новые эффективные методы, отталкиваясь от индивидуальных особенностей ребенка.