Первое сентября для многих детей – испытание. Позади летняя вольница, впереди – нелегкая школьная жизнь. Чтобы смягчить переход от отдыха к труду, постарайтесь хотя бы последнюю неделю августа посвятить подготовке к школе. Отправляйте ребенка спать пораньше. Если ребенок привык просыпаться поздно, запланируйте что-то интересное на утро. В первой половине дня посвятите всего 10-15 минут письму. Ребенку достаточно написать несколько строчек в день, чтобы вернуть утраченный за лето навык правописания. То же и со счетом. Его можно вспомнить, порешав пару примеров и задач. Время занятий пусть выберет сам ребенок, но оно должно быть не более 30 минут.
Обычно родители стараются привезти детей с отдыха за одну — две недели до учебы.
Хорошо бы за это время посетить с ребенком хотя бы один-два тематических музея. После лета детский мозг впитывает все как губка. Встреча с одноклассниками во время прогулок также настроит ребенка на позитивный лад и не позволит жалеть о закончившемся отдыхе. Настраивает на учебный лад и совместная покупка канцелярских школьных принадлежностей. Во время похода в магазин поговорите об учителях, любимых и нелюбимых уроках, расскажите, какие учебные дисциплины прибавятся в новом учебном году.
Для детей, которые пойдут в школу не в первый раз, эмоциональное состояние несравнимо с эмоциональной нагрузкой первоклассников, для которых начинается уже другая, почти взрослая жизнь. Они еще не вышли из возраста игр и поэтому на уроках им может быть скучно. Поэтому, родители однажды могут услышать: «Я не хочу идти в школу». В этом случае лучше всего поможет психолог. Хорошо, если он есть в школе. Он профессионально поможет найти общий язык между ребенком и одноклассниками или учителями, адаптироваться к школе. Сами родители также могут помочь ребенку справиться с адаптацией, выяснив, что пугает его, правильно организовать режим учебы и отдыха. Но психолог сможет выявить детей с моторными и речевыми нарушениями, а также рассеянных, не выдерживающих темпа обучения, требующих корректирующих программ и развивающих занятий первоклашек.
Нуждаются в психологе гиперактивные дети, для которых высидеть весь урок проблема. Малыш не виноват в своей гиперактивности (это следствие или родовой травмы, или неблагоприятных отношений в семье). Таким детям надо сбрасывать напряжение с помощью массажа, занятий спортом и т.д. Объединив силы взрослых, эту проблему к пятому классу можно решить.
Многие дети — стеснительные, робкие, не умеющие общаться, боятся школы.
Часто это происходит с единственными детьми в семье, которых не отдавали в детский сад, и они выросли в окружении взрослых. Или у эмоциональных детей повышенная тревожность из-за новой обстановки, нового коллектива. Они не могут справиться со страхом, учиться им сложно. Поэтому здесь нужен психолог, который проведет им занятия по выработке доверия к окружающим.
У подростков другие проблемы.
Учебный год только начался, а они уже устали. И это понятно. У них большие нагрузки — минимум 6 уроков плюс домашнее задание. Конечно, никто не отменял рекомендации спать по 8-9 часов, уроки без перерыва делать не более 2-х часов, гулять на свежем воздухе от полутора часов, минимальное время проводить за компьютером. Эти рекомендации следует соблюдать, чтобы нормально себя чувствовать. Еще не обойтись без активного движения – полчаса гимнастики в день. Идеально, если подросток совершает пробежки или быстро ходит. Норма для девочек 12-15 лет – 11 километров в неделю, а для мальчиков – 13-15 километров. Физическое состояние школьников заметно улучшится и хорошо отразится на учебе.
Если с младшего возраста родители приобщали ребенка к физкультуре и спорту, проблем не будет. Если же нет – в подростковом возрасте не поздно начать приучать. Поговорите, чем бы он хотел заниматься. Все дети, а особенно подростки хотят быть ловкими и красивыми. На этом можно сыграть, предложив заниматься каким-либо видом спорта, объяснив, как это позитивно повлияет на внешность.
У подростков возникают проблемы во взаимоотношениях с педагогами.
Им требуется не только признание личных успехов, но и уважение к их личности. Часто бывает недовольство учителями, родителями и самими собой. В этом возрасте главной линией отношений с окружающими является защита, которая проявляется или замкнутостью подростка, или, напротив, агрессией. Взрослым надо отмечать не только отрицательное, но и положительное в поведении подростка, создавать условия для реализации потребностей быть услышанным и признанным и учиться управлять своими чувствами. Подростков необходимо учить снимать стрессы правильно, а не с помощью алкоголя, курения и наркотиков. В большинстве случаев родители могут сами справиться с этой задачей, но не всегда могут увидеть непростую ситуацию со стороны. Они не видят возможности и не рассчитывают свои силы и детей. В этом поможет психолог. Ведь от того, как ребенок, подросток справится с психологическими проблемами в школе, будет зависеть и то, как сложится его взрослая жизнь.