Лето для дошкольника будет незабываемым и увлекательным, если взрослые помогут освоить ему много полезных вещей.
Лето. Задания для дошкольников
Например, приобщать малыша к географии — науке, начинающейся сразу за порогом вашего дома. Дача — одно из лучших мест для знакомства малыша с миром. Чтобы он научился определять стороны света, сначала обойдите вместе с ним дом и обратите внимание на растения на южной стороне и на северной. На южной растут розы и цветы, любящие солнце. На северной, где тень и влажность, разнообразия меньше. Там любит расти мох. Он растет на стволах деревьев с северной стороны, а с южной любят строить жилища муравьи. Объясните, что утром солнце заглядывает в окна, выходящие на восток, а вечером — в выходящие на запад. Еще лучше показать восход и закат солнца на открытой местности, например, в поле или на море, чтобы ребенок сам понаблюдал, на какой высоте солнце находится над линией горизонта в течение дня. И, если ранним утром увидеть восход – проблема, то вечером понаблюдайте вместе, как солнышко садится за поля и леса. Объясните, что на самом деле это земля подставляет солнцу то один бочек, то другой. В окна, выходящие на север, солнце никогда не заглядывает.
Если долго ехать на север, то окажешься в местах, где всегда зима и живут белые медведи и северные олени (вспомните сказку «Снежная королева»). А если долго двигаться на юг, то доберешься до жаркой Африки, где живут крокодилы, бегемоты и жирафы (вспомните книгу «Доктор Айболит»). Размышляйте вместе с малышом, почему муравьи любят строить муравейники на южной стороне участка, и там же лучше растут и зреют плоды и ягоды.
Для ребенка его дом — это центр мира.
Попробуйте сделать первую детскую географическую карту вместе с малышом, поместив в центр листа квадратик — дом. Объясните, что одна клеточка — это, например, 10 детских шагов. Вместе посчитайте, сколько шагов от дома до яблони, кустов смородины, забора. Ребенок 4-5 лет с радостью будет отмечать на карте яблоню, кустарники, обозначит забор, калитку. Это очень увлекательно и полезно для него. Преподав азы картографии, поищите родник, пойдите вслед за ручейком, посмотрите, как он встречается с другим ручейком и становится шире. Дома, на карте местности, покажите тонкую ниточку реки, как она впадает в большую реку, а потом в море. Расскажите про исток и устье реки. Вместе обозначьте на детской карте ближайшую речку, и ребенок сможет соотносить настоящую речку с обозначенной на карте. Также отметьте на карте лес, березовую рощу, сосновый бор, поля, пруды. Не торопясь, постепенно обозначая природные объекты, вы получите карту дачной местности, составленной вместе с ребенком.
Летом одно из самых любимых развлечений малышей — игра в песочнице.
Если это не морской пляж с чистым песком, необходимо накрывать песочницу крышкой и следить за его чистотой. Пересыпая, просеивая песок, малыш получает первые знания о размере и формах, тактильно ощущает сыпучий материал. Постройте вместе с малышом башню из влажного песка, гараж для машинок. Покажите, как загружать и выгружать песок из кузова грузовичка, научите делать куличики из формочек. С детьми постарше на песке можно писать буквы и цифры, так они усваиваются легче и воспринимаются как игра, а не как обучение. Заранее подготовившись, можно изобразить на песке следы животных и птиц, пусть ребенок угадывает, кому они принадлежат. Часто дети, построив песочные сооружения, с удовольствием их ломают. Не препятствуйте этому, пусть ребенок избавится таким образом от отрицательной энергии и поймет, что на разрушенном месте всегда можно построить что-то новое. Не забудьте обеспечить затенение песочницы, ведь перегрев очень опасен для малыша.
Ребенку от 3-х лет можно выделить на даче детскую грядку и предложить посадить репку. Тем более все дети знакомы со сказкой про репку. Подберите для него маленькие грабельки, совочек, лопатку, покажите, как бросать семена в землю. Научите ухаживать за всходами, рыхлить, пропалывать сорняки, поливать. Когда репка вырастет, угощайте знакомых и с гордостью говорите, кто ее вырастил.
Сделайте для малыша именное яблоко, наклеив из самоклеящейся бумаги на большое, но еще не спелое яблоко буквы имени ребенка. Клеить следует на половинке, повернутой к югу.
Сделайте маленький домик в саду. Самый простой — это вигвам. По окружности с двухметровым диаметром проройте мелкую траншею, поставьте прямые ивовые палочки длиной 2,5 метра, оставив место для входа. Свяжите их верхушки, засыпьте траншею галькой или землей. С наружной стороны по кругу посадите горох, фасоль и другие вьющиеся растения. Дети очень любят играть в таких домиках.
Девочки и, часто, мальчики, будут в восторге, если вы вместе сделаете чучело. Скрепите две палки крест-накрест. На длинную палку оденьте старые брюки, набитые соломой или синтепоном, на короткие (руки) — рубашку с длинными рукавами, которые развеваясь, будут отпугивать птиц. Головой послужит старая наволочка, плотно набитая синтепоном с нарисованной рожицей, сверху старая шляпа или шапка.
Конечно, не забудьте про скворечники. Наблюдайте с ребенком за поселившимися птичками, объясняйте, что они защищают деревья от вредителей.
Безопасность дошкольников летом
Выезжая на дачу с ребенком, позаботьтесь о безопасности дошкольников летом. Не косите при детях траву, надежно запирайте дачный душ и туалет, оградите решетками крутые лестницы на чердак или второй этаж. Колющие-режущие инструменты храните в закрытом сарае. Позаботьтесь о надежных запорах ворот и калитки, выходящих на проселочную дорогу. Емкости для полива нельзя закапывать в землю, так как у малышей тяжелая голова, и они могут кувыркнуться. Если вы жарите шашлыки, разводите костер, взрослый неотступно должен быть при ребенке, так как дети могут схватить угли, решетку, шампур. Тщательно мойте все дары сада и огорода, ведь фрукты клюют птицы, а ягодами лакомятся мыши, по ночам между посадками бродят ежи. Не применяйте химические опрыскиватели на участке и не забывайте, что у многих огородных культур есть ядовитая часть, например, ботва и побеги у картофеля. Приучите ребенка после прогулки всегда мыть руки, и лето подарит ему и вам заряд бодрости и здоровья на весь год.