Наступает время, когда милый детский лепет перестает быть забавным и трогательным для родителей. Например, у пятилетнего ребенка плохо получаются звуки [р] и [л] или он гнусавит, или заменяет нормальные слова слогами: ням-ням, уди, бо-бо и т.д. В каком случае родителям необходимо обратиться к логопеду?
При любых нарушениях речевого развития начинаются проблемы с формированием личностных качеств ребенка, а позднее, в будущем, интеллектуального развития и важных черт характера уже взрослого человека. Стоит внимательно присмотреться и прислушаться: любые речевые отклонения должны обязательно привлечь внимание родителей.
Существуют возрастные особенности детской речи, но к 4-5 годам они должны исчезнуть, и, когда этого не происходит, с началом обучения в школе, ребенка ждут большие трудности. При задержке речевого развития, ребенок не сможет в полной мере овладеть навыками устной и письменной речи. Если ребенок к четырем годам не говорит понятно, из-за этого отстает от своих сверстников в развитии – срочно ведите его к логопеду, а также психоневрологу и невропатологу. Стоит проверить головной мозг, слух, протестировать все реакции.
Часто дети трех-четырех лет смягчают согласные звуки – «лампа-лямпа», заменяют шипящие звуки на свистящие: «шла—сла», заменяют заднеязычные согласные на переднеязычные: «кот—тот», оглушают звонкие согласные: «вот — фот». Это происходит из-за физиологических недостатков звукопроизношения трехлеток. Их манера произношения слов и звуков имеет особенности, поскольку центральный слуховой и речевой аппараты ребенка пока несовершенны, но они носят временный характер. Чтобы подстраховаться и успокоиться, первый визит к логопеду должен быть сделан не позднее четырех лет.
С четырех лет многие дети уже правильно произносят звук [р], а также [ж] и [ш], активно используя их в своей речи.
Если вместо звука [р] ребенок произносит звук [л], «рыба-лыба», не надо переживать. Иногда звук [р] заменяется на [й], [в], [л]. Это норма до пяти лет. Плохо, когда [р] произносится картаво или с иностранным прононсом, или замещается нетипичными согласными. В этом случае, до пяти лет ребенка необходимо показать логопеду. Если не устранить недостатки речевого развития, то к 8-10 годам формируются стойкие нарушения письменной речи (дисграфия) и специфические нарушения устной речи (дислексия). Это приводит к неумению правильно выразить свою мысль, к бедности словарного запаса, к письму с большим количеством ошибок, неправильной речи, непониманию причинно-следственной связи. Такие дети с трудом усваивают математику, становятся излишне застенчивыми, молчаливыми и нерешительными. У них низкая самооценка, сложности в общении; несмотря на старание – неудачи в учебе. Это влечет за собой нежелание посещать школу и учиться.
Надо знать, что нарушения произношения звуков бывают как не связанные с органическим поражением речевых анализаторов (дислалия), так и возникающих, когда нарушена иннервация речевых мышц (дизартрия). В тяжелых случаях бывают расстройства речевого дыхания, ритма речи, темпа, голосовой функции. Речь ребенка абсолютно невнятна и с такими детьми стоит приходить к логопеду уже в полтора-два года. Скорее всего, понадобится логопед-дефектолог, умеющий ставить звуки. Сейчас применяется ранняя диагностика, позволяющая определить степень нарушения звукопроизношения у детей. С такими детьми ощутимых результатов можно добиться только при регулярных занятиях и упражнениях, рекомендованных логопедом (2-3 раза в неделю по 30-40 минут в течение 6-12 месяцев). В случаях логоневроза (заикания) или при «сглатывании» звуков при торопливой, быстрой речи объединяются усилия логопеда, психолога, невропатолога.
У некоторых детей плохо приподнимается язычок из-за короткой уздечки, не очень хорошо получаются звуки «л» и «р».
Подрезать ее или нет, решает логопед. Но операцию рекомендуют лишь в крайних, тяжелых случаях, так как она болезненна и после нее требуется сразу заниматься упражнениями по обучению ребенка движениям языка, раньше для него недоступных. И это все не дожидаясь заживления ранки. В основном логопед предлагает упражнения по растягиванию уздечки.
Если ребенок школьник и пропускает при письме буквы и слоги («трава-трва»), перестанавливает буквы («молоко-моколо»), наращивает слова лишними буквами («бабушка-бабабушка»), не дописывает буквы («дорога-дорог»), слитно пишет слова, не пишет мягкий знак («соль — сол»), не согласовывает прилагательные с существительными (десять желтые листья), неправильно выбирает падежную форму («ехали на поезд»), то срочно обратитесь к логопеду, который занимается дисграфией.
В районных детских поликлиниках логопед проводит диспансеризацию в детских садах и школах, корректирует несложные нарушения речи у детей разного возраста. В сложных случаях он направляет ребенка в специальную комиссию, чтобы уточнить диагноз. Но с изменением финансирования за последние четыре года, один специалист курирует по 3-4 детских учреждения, в результате чего, на практике, бесплатные, так необходимые занятия с логопедом начинаются лишь в подготовительной группе детского сада, что очень поздно, так как за один год редко удается привести в норму звукопроизношение. В связи с этим, за последние 2 года, количество школьников с дефектами речи стало гораздо больше. Конечно, упорные родители могут и сами попытаться помочь ребенку при невозможности обратиться к специалисту. Сейчас в интернете можно найти видеоуроки с артикуляционной гимнастикой с упражнениями (из серии «сам себе логопед»), логопедические стихи. Но чтобы правильно оценить каждый конкретный случай, несомненно, лучше проконсультироваться с опытным специалистом.