Плач – это естественная эмоциональная реакция, которая не всегда требует подавления или какого-либо вмешательства. Пожалуй, каждый хотя бы раз испытывал на себе, насколько целительными иногда бывают слезы. Плач помогает разрядить эмоциональный накал и избежать психического перенапряжения, возникающего при чрезмерном подавлении эмоций. Такое перенапряжение грозит формированием различных психических и психосоматических нарушений.
У маленьких детей, еще не умеющих говорить, плач, помимо прочего, выполняет сигнальную функцию. Так, плач для младенца – это сообщение, которое он передает взрослым, пытаясь осведомить их о состоянии своих потребностей, а также добиться их удовлетворения.
С другой стороны, интенсивный плач может привести к истерике и прочим неприятным соматическим и психологическим последствиям, включая развитие рыдательного спазма – состояния, сопровождающегося затруднением дыхания и кратковременными нарушениями сознания, обусловленными гипоксией. Именно для того, чтобы избежать подобных последствий, порой бывает так важно своевременно вмешаться и успокоить ребенка, который плачет.
Как успокоить плачущего ребенка: психологические приемы и рекомендации
Меры, которые окажутся эффективными при попытках родителя успокоить плачущего ребенка, сильно варьируют в зависимости от его возраста. Так, поскольку плач, наряду с криком, для грудных младенцев и маленьких детей, не владеющих речью, является сигналом и основным способом взаимодействия с внешним миром, лучшим методом их успокоения выступает удовлетворение актуальных потребностей (в пище, питье, телесном комфорте, эмоциональной близости и т.п.). При отсутствии эффекта от предпринимаемых мер и эпизодически повторяющихся приступах длительного плача у детей раннего возраста показана консультация врача-педиатра.
Для детей постарше, использующих плач более осознанным образом, в большей мере действенными окажутся небольшие хитрости и психологические приемы со стороны взрослых, пытающихся их успокоить. Приведем пару примеров таких приемов.
- Напоминание о важном деле, ради которого стоит попробовать временно отложить плач. Например, родитель может сказать ребенку что-то вроде: «Может быть, ты поплачешь попозже, а то скоро стемнеет, и мы не успеем погулять. А ведь ты этого так хотел!».
- Переключение внимания. Внимание дошкольников является в значительной мере непроизвольным. Ребенка этого возраста легко увлекают яркие и необычные предметы, интересные звуки. Поэтому иногда довольно эффективным средством для успокоения при длительном плаче оказывается простое переключение внимания: на любимый мультфильм, новую игрушку, какое-либо увлекательное занятие.
Рекомендации психологов
Психологические приемы и хитрости – это лишь временная мера, которая помогает успокоить плачущего ребенка при возникновении такой необходимости. Куда важнее и эффективнее будут более сложные действия со стороны родителей, требующие больших временных и эмоциональных затрат. Однако такие действия в долгосрочной перспективе приносят свои плоды. Они постепенно обучают ребенка контролировать свои эмоциональные проявления, справляясь с ними более адаптивными и прямыми способами.
- Контейнирование эмоций. Это способ взаимодействия младенца и матери, описанный психологами-психоаналитиками. Контейнирование предполагает попытку эмпатического понимания состояния ребенка и озвучивания ему чувств, которые он предположительно испытывает. Так, взрослый может сказать: «Я знаю, что ты расстроен тем, что мы сегодня не пошли на прогулку…». Это позволяет малышу научиться лучше понимать свои эмоции, а впоследствии и управлять ими. Кроме того, услышав подобные слова от родителя, он поймет, что тот неравнодушен к нему и проявляет сочувствие.
- Стойкость к манипуляциям. Как правило, капризы, на которые не обращают внимания, проходят сами собой при отсутствии реакции на них. Если у вас есть серьезные основания предполагать, что плач ребенка служит попыткой манипуляции взрослыми, попробуйте не придавать этому плачу слишком большого значения.
- Тонкое балансирование. В ситуациях, подобных описанной выше, важно соблюсти тонкий баланс. Нельзя полностью игнорировать ребенка, поскольку это может неблагоприятно сказаться на его психологическом и психическом состоянии. И в то же время не стоит высказывать слишком бурной реакции на плач: как негативной (посредством криков, упреков и наказаний), так и потакающей, выражающейся в стремлении немедленно удовлетворить все требования ребенка, пусть даже они нерациональны и такое удовлетворение чревато негативными последствиями.
- Открытость к обсуждению. Положительно сказаться на психологическом состоянии малыша в данном случае способна фраза: «Я понимаю, что тебе сейчас плохо. Возможно, ты злишься (грустишь, не доволен и т.п.), тебе нужно выпустить пар и поплакать, но, когда ты успокоишься, мы сможем все обсудить».
Навыки управления эмоциями являются важной составляющей эмоционального интеллекта, под которым психологи понимают совокупность способностей по распознаванию эмоций, пониманию намерений, желаний и мотивации как в отношении себя самого, так и в отношении других людей. Кроме того, в эмоциональный интеллект включают навыки управления эмоциями, в том числе и эмоциями окружающих ради достижения практических результатов.
Эмоциональный интеллект считается гибким навыком. Это означает, что он может развиваться на протяжении жизни. Развитие навыков управления эмоциями неотделимо от развития эмоционального интеллекта в целом. Так, невозможно эффективно управлять своим эмоциональным состоянием, не научившись распознавать его или понимать, как оно отражается на эмоциональном состоянии других людей.
Развитию эмоционального интеллекта у ребенка в значительной мере способствуют родители, показывая своим чадам собственный пример обращения с эмоциями. Некоторые другие рекомендации относительно улучшения данных способностей у детей различных возрастов уже были перечислены выше.
К этому можно добавить лишь то, что детям, имеющим сложности с контролем гнева и других эмоций, помимо всего прочего, показана психотерапевтическая работа с детским психологом. Порой решить проблемы с эмоциональным контролем в их зачатке бывает куда проще, чем впоследствии пытаться побороть стойко закрепившиеся формы патологического поведения.