Подростковый возраст — это время, когда относительно спокойное детское существование сменяется бурным всплеском эмоциональности, раздражительности и протеста. Психологи называют этот период кризисным, ведь именно на данном этапе чаще всего возникают существенные изменения в поведении бывшего прежде послушным подростка, что сопровождается нарастанием трудностей и недопонимания в детско-родительских отношениях. Чтобы родители могли лучше понимать своего ребенка в этот непростой для всей семьи период, им было бы полезно узнать как можно больше информации об особенностях подросткового возраста. С этой целью рассмотрим специфические поведенческие реакции, характерные для подростков.
Реакция эмансипации
Подростки хотят высвободиться из-под опеки, избавиться от контроля со стороны старших. Они стремятся свергнуть авторитеты и ценности, навязанные взрослыми. Этим объясняется тенденция к нарушению ими установленных порядков, правил, законов и стандартов поведения. Реакция эмансипации в подростковом возрасте тесно связана с борьбой за самостоятельность и самоопределение.
Такая реакция может проявляться в высказываниях и поступках ребенка, в его попытках в различных ситуациях поступать по-своему, не прислушиваясь к советам и рекомендациям взрослых. Часто она является причиной поступления ребенка в учебное заведение, расположенное в другом городе, что подразумевает начало самостоятельной жизни. В качестве наиболее ярких форм проявления данной реакции можно рассматривать ситуации, когда подросток убегает из дома и занимается бродяжничеством, желая пожить «на свободе».
К факторам, усугубляющим течение реакции эмансипации, относятся прежде всего такие модели поведения родителей, которые способствуют формированию у подростка чувства, что к нему относятся как к маленькому ребенку. Например:
- чрезмерная опека;
- склонность к мелочному контролю;
- жесткие ограничения в свободе и самостоятельности.
Реакция группирования
Для подросткового возраста характерно стремление к группированию со сверстниками. Известно, что подавляющее большинство правонарушений подростки совершают в группе, здесь же обычно происходит первое знакомство с алкоголем и наркотиками.
Этим обуславливается опасность реакции группирования, но не всегда она приводит к чему-то плохому. Все зависит от того, в какую компанию попадет подросток. Группы, объединенные каким-либо увлечением или интересом, могут принести пользу. Именно в группе сверстников подросток осваивает коммуникативные навыки, укрепляет свою самооценку.
Психологи выделяют две разновидности подростковых групп:
- Первый тип отличается наличием несменяемого лидера, довольно жесткой фиксированностью ролей и, как правило, стабильным однополым составом. Имеются определенные требования, удовлетворение которых необходимо для принятия в ряды участников. В таких группах соблюдается четкая иерархия взаимоотношений, при которой одни члены подчиняются другим и помыкают третьими. Довольно часто имеется «своя территория», оберегаемая от вторжения сверстников, принадлежащих к другим группам. Отмечается также наличие групповой символики (условных знаков, собственного сленга, кличек, обрядов). Такие группы подростков, по статистике, чаще становятся деструктивными.
- Ко второму типу относятся группы, в которых роли распределены нечетко, а постоянный лидер отсутствует. Его функции распределяются между различными членами в зависимости от характера текущей занятости группы. Состав участников обычно является разнополым и нестабильным.
Реакции увлечения
Увлечения выступают важнейшей частью жизни подростков. Они могут быть связаны с различными мотивами. Так, одни виды хобби выбираются из-за искреннего и глубокого интереса, другие являются способом привлечения внимания к собственной персоне.
Иногда подростковые увлечения могут провоцировать нарушения поведения. Так случается, например, когда увлеченность ребенка чем-либо слишком интенсивна. Учеба, домашние обязанности, общение со сверстниками, а иногда и собственное благополучие — все это как бы приносится в жертву хобби. В других случаях само увлечение может быть достаточно странным, необычным, а иногда и вовсе асоциальным.
Детские поведенческие реакции
Эти реакции характерны скорее для детей более раннего возраста. Однако зачастую они в определенной мере сохраняются и у подростков, продолжая оказывать влияние на их поведение.
Реакция отказа
Проявляется в виде отказа от общения, игр, пищи. Такая реакция чаще всего возникает у подростков, имеющих в характере инфантильные черты, в ситуациях вынужденного «отрыва» от привычной компании приятелей или от дома.
Реакция оппозиции
Обычно бывает связана с предъявлением к подростку непосильных требований и высокой нагрузкой. К примеру, когда родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился, проявлял успехи одновременно и в занятиях музыкой, и спортом, и рисованием.
Кроме того, такая реакция может возникнуть как ответ на резкое уменьшение количества внимания со стороны родителей. Например, при появлении еще одного ребенка, новой мачехи или отчима. В таком случае с помощью оппозиционного поведения ребенок пытается вернуть прежнее расположение родителей или досадить своему «сопернику», на которого внимание переключилось.
Само оппозиционное поведение может проявляться в различных формах:
- прогулы школы;
- побег из дома;
- совершение мелких краж;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- вызывающее поведение;
- демонстративные суицидальные попытки.
Реакция имитации
Выражается в стремлении подростка подражать в своем поведении определенной личности или образу. Если в детстве объектами для подражания являются родители и другие взрослые, то в подростковом возрасте им на смену приходят персонажи из фильмов и книг, яркие и социально успешные сверстники, молодежные кумиры.
Как правило, пример для подражания подростку в той или иной степени навязывается его группой. Взрослый может быть выбран в качестве такого примера, только если он выступает для ребенка образцом успеха в привлекательной для него области.
Реакция имитации может провоцировать поведенческие нарушения, если моделью для подражания избирается отрицательная, антисоциальная личность.