Как помочь ребенку с умственной отсталостью

Умственная отсталость, ребенок с умственной отсталостью

Умственная отсталость — это задержка психического развития, степень выраженности которой может сильно варьировать. У детей с умственной отсталостью вследствие имеющихся патологий головного мозга обычно страдают интеллектуальные способности. Нарушается их социальная адаптация. Все это создает для самого ребенка и его родителей ряд проблем, осложняющих жизнь. В данной статье рассмотрим рекомендации специалистов по психическому развитию, созданные для родителей детей с умственной отсталостью и направленные на то, чтобы решить эти проблемы.

При легких формах умственной отсталости

Родители детей с легкими расстройствами интеллекта нередко сталкиваются с такой проблемой, как нарушения поведения ребенка. Так, среди данной группы населения отмечается широкая распространенность отклоняющихся и агрессивных форм поведения, что объясняется определенными особенностями эмоциональной и личностной сферы.

Как быть родителям в такой ситуации?

  1. Установить эмоционально-позитивный контакт с ребенком.
  2. Постараться определить, в каких именно ситуациях проявляется агрессия и что конкретно может ее провоцировать.
  3. Научить ребенка конструктивным способам реагирования и поведения в ситуациях, провоцирующих агрессивные проявления.
  4. Направить меры на выработку социализированных навыков и привычек, соответствующих общепринятым нормам.

Важно, чтобы и сами родители снизили свой собственный уровень агрессии. Поддерживать в норме эмоциональное состояние родственникам детей с умственной отсталостью помогут специальные терапевтические группы, лекции, практические занятия и индивидуальная терапия. Полезными консультации с психологом окажутся и для ребенка.

Приведем некоторые практические рекомендации.

  1. Склонного к агрессии ребенка с интеллектуальной недостаточностью нужно научить осознавать природу своих эмоций и желаний, что достигается путем расширения эмоционального спектра и формирования навыков адекватного проявления своих эмоций, способностей саморегуляции.
  2. Не менее значимо для такого ребенка или подростка развитие коммуникативных навыков и эмпатии. Делать это рекомендуется либо посредством обсуждения и проговаривания конфликтных ситуаций (к примеру, что делать, если ты хочешь поиграть с игрушкой, с которой играет кто-то другой), либо же в форме ролевой игры, когда конфликт наглядно разыгрывается.
  3. Снижению эмоционального напряжения также способствует изобразительная и иная творческая деятельность (особенно с использованием мягких материалов — глины, пластилина, теста), прослушивание спокойных и умиротворяющих музыкальных композиций.
  4. Следует предложить ребенку альтернативные способы выражения негативных эмоций: громкое распевание песен, физические упражнения, комканье бумаги, рисование портрета обидчика и дальнейшее его уничтожение и т.п. При этом важно, чтобы за «разрушением» следовала созидательная часть с созданием чего-то привлекательного для ребенка.

Особенности адаптации к школе

Дети с легкой степенью умственной отсталости нередко обучаются в общеобразовательных учреждениях. Какие меры могут предпринять родители для того, чтобы снизить риски возникновения трудностей, связанных с адаптацией такого ребенка к школе?

  1. Составление гибкого учебного графика.
  2. Организация регулярной индивидуальной работы с психологом. Посещение групповых занятий.
  3. Оказание ребенку помощи в формировании новой социальной роли, что подразумевает преодоление тревожности и страха.
  4. Помощь в осуществлении коммуникации, налаживании сотрудничества с педагогами и одноклассниками.
  5. Обучение правилам поведения в образовательном учреждении.
  6. Мотивация к обучению и сохранению активной жизненной позиции.

При тяжелых нарушениях интеллекта

В целом, считается, что дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями способны в той или иной мере развивать простейшие навыки общения и самообслуживания, а также овладевать социально приемлемыми формами поведения и даже счетом.

Такие дети имеют особые образовательные потребности. В настоящее время разработаны специализированные образовательные программы и стандарты для детей с тяжелой умственной отсталостью. Они предполагают:

  • существенную трансформацию содержания образовательного процесса (включение учебного материала, отсутствующего в общеобразовательных программах);
  • использование специфических обучающих методов и средств;
  • формирование базовых бытовых способностей, развитие навыков самообслуживания;
  • осуществление постоянного присмотра за ребенком;
  • постепенное и плавное расширение образовательного материала;
  • сотрудничество в процессе обучения педагогов, специалистов по психическому развитию (детского психолога, логопеда-дефектолога, психиатра, невролога) и членов семьи ребенка.

Для детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе обучения на первый план выходят навыки гигиены и самообслуживания. Важнейшим из них является навык самостоятельного употребления пищи.

  1. Перед началом обучения следует выбрать удобную, безопасную посуду и столовые приборы. Начинать процесс лучше всего с любимых продуктов, которые также должно быть удобно есть (например, твердые фрукты, сыр, сосиски и т.п.).
  2. На втором этапе происходит знакомство ребенка со столовыми приборами и техникой работы с ними. Так, при обучении манипуляциям с вилкой (не острой!), сначала обучающий сам накалывает на нее продукт, затем произносит простую команду (по типу «ам») и направляет рукой ребенка вилку в рот.
  3. На следующем этапе задача становится более сложной. Ребенок должен самостоятельно повторить недавно освоенные манипуляции.

Во время обучения рекомендуется следовать за активностью самого ребенка, поощрять его инициативу и попытки освоения навыка. Подобную методику можно распространить и на развитие других навыков самообслуживания. Следует понимать, что для усвоения ребенку требуется многократное повторение. Только путем регулярных тренировок возможно образование положительных привычек, позволяющих детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в некоторой степени приспособиться к жизни.

Иконка просмотров 1048
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 173682

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

Температура у детей без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 169987

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 130404

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 95917

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 73137

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 70804

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Температура у новорожденного
23.09.2014
Иконка просмотров 69081

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 66881

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 66813

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 64988

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 60070

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

типы дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 53615

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Заказать обратный звонок