Домашние животные наполняют жизнь ребенка радостью и учат нести ответственность за другого. Они зависят от него, рядом с ними он чувствует себя нужным и сильным. Собаки, кошки и даже попугаи, морские свинки и хомячки – это друзья, часто единственные слушатели, с которыми он может поделиться своими проблемами. Они никогда не зададут бестактных вопросов, не скандалят и не наказывают. Они облегчают адаптацию детей при переездах, разводе родителей, появлению новых членов семьи – младших детей, когда родители заняты только младенцем. Животные прекрасно умеют обживать новые места, дома и дворы. На их примере ребенок учится, глядя, как кошка устраивается в доме, а собака в будке, воспринимать перемены более спокойно. К тому же животные помогают детям обзавестись новыми друзьями.
Для детей потеря такого друга является огромным горем. Замечено, чем неустроеннее и не стабильнее жизнь ребенка, тем больнее для него утрата домашнего питомца. Часто его смерть может быть для ребенка большей утратой, чем смерть близкого человека.
Для трех-пяти летних детей обрести душевное равновесие помогает готовность взрослых выслушать их, показать, что ребенка любят и не оставят одного с горем. Маленьким детям тяжело говорить о своих чувствах, поэтому родителям необходимо поддерживать такие разговоры: вспоминать, каким забавным был домашний питомец, какие-то смешные случаи, связанные с ним. Покажите, что вы тоже горюете, но постарайтесь переключить его внимание. Например, поезжайте с ним в гости, сходите в парк, на спектакль, смастерите что-нибудь вместе. Если ребенок долго не может забыть питомца, участвуйте в разговорах о нем, но избегайте таких определений смерти как: «уснул», «ушел», «покинул нас», «заболел и умер». Иначе у него появится боязнь сна, временной разлуки с родителями и болезни. Скажите просто: «умер».
В младшем возрасте дети воспринимают смерть как что-то, что можно исправить. Ведь в сказках герои часто оживают, например, попив живой воды. Ребенок еще не улавливает, в чем различие между реальностью и сказкой. Каждый раз придется повторять, что питомец не оживет, он умер, потому, что животные живут гораздо меньше людей, такова природа. Часто дети из-за стресса становятся неуправляемыми, отказываются расставаться с родителями, посещать детский сад. У ребенка-школьника могут начаться проблемы с учебой. Родителям важно не забывать, что такое поведение вызвано стрессом от потери домашнего питомца, и не ругать его за плохое поведение и оценки. Ему нужно время, чтобы вернуться к прежней жизни. Следствием стресса бывает то, что ребенок начинает убивать насекомых, лягушек, с интересом наблюдая за процессом их умирания. Объясните, что не надо лишать живое существо жизни, если оно не приносит вреда человеку.
Младшие школьники знают и понимают о смерти больше, принимая ее безвозвратность. Они часто рассказывают страшные истории в своей компании. Такие страшилки пользуются огромным успехом, они помогают детям противостоять страху смерти, чувствуя рядом теплое плечо друга. Существует множество произведений и фильмов на эту тему, которые учат стойко воспринимать горе и не пытаться переделать природу вещей. Для ребенка важно понять, что в жизни могут происходить разные события, как хорошие, как тяжелые и несчастливые. Он в этом не виноват, но с ним навсегда останутся воспоминания о счастливых мгновениях, проведенных с домашним питомцем.
Родителям, как бы заняты они не были, необходимо найти время для проводов домашнего питомца, если это не собака и не кошка, а мелкое животное. Его необходимо похоронить и даже как-то украсить могилку, чтобы ребенок мог хотя бы первое время навещать ее. Животное нельзя выбрасывать на помойку при ребенке. Для него это душевная травма. Если же собака или кошка были подвергнуты усыплению, объясните, что животное сильно мучилось и страдало, поэтому ветеринар сделал специальный укол.
Ошибку совершают родители, которые заводят новое животное, считая, что так ребенок быстрее забудет о потерянном друге и не будет страдать. Но время, отведенное на горе, невозможно искусственно укоротить, так как ребенку оно необходимо, чтобы погоревать, поплакать (причем ему не надо мешать плакать, даже если это мальчик). Слезы облегчают стресс, осознание потери. Иначе, видя, как легко родители заменяют потерянное животное новым, ребенок придет к выводу, что и его смерть не будет потрясением для них и ему легко найдут замену. Когда время траура пройдет, он будет готов принять новое животное. Но некоторые дети, особо ранимые, не хотят больше заводить животных, боясь, что опять их потеряют.
Подростки уже философски относятся к смерти своих питомцев, но и им нужна поддержка, сочувствие и понимание родителей. Хотя они часто скрывают свои чувства, боясь показаться слишком ранимыми, и за кажущимся безразличием скрывают душевную боль, которая может вызвать физические недомогания. Родителям необходимо донести взрослеющим детям, что в жизни нет ничего вечного. Но пока мы живем, надо ценить жизнь, отношение с близкими, радоваться общению с животными. И то, как ребенок справится с горем от потери любимого животного повлияет, как он будет справляться с потерями, которыми полна наша жизнь.