Это совсем непросто научить ребенка состраданию. Ведь сострадающий человек видит проблемы и горе окружающих, а не только себя и свои проблемы. Нельзя внушить сострадание, передать его по наследству, оно взращивается в душе, воспитывается, в первую очередь, в семье. Каждый малыш пожалеет о раздавленной букашке или заболевшей собаке или кошке. Часто дети плачут за компанию, увидев слезы матери или близких. Так они могут разделить печаль другого. Душа ребенка растет, впитывая каждодневные пустяки, слова, взгляды. Например: «пойдем вместе, купим подарок для бабушки, чтобы она обрадовалась». Или: «Помоги приготовить ужин для папы, он придет с работы голодный».
Стоит с раннего детства приучать детей заботиться о близких, совершать усилия ради других с радостью, создавать вместе с ребенком теплые отношения в семье. Двухлетний малыш может подарить бабушке цветы и увидит ее улыбку. Даже если родители думают, что ребенок их не слышит и не понимает всех сложностей жизни, он все равно впитывает все нюансы взрослых отношений. Например, в квартире с ним и его родителями живут бабушка и дедушка, а квартира не очень большая, жить со стариками непросто, они вызывают раздражение у своих детей, но, показав ребенку пример неуважительного отношения к своим родителям, они и сами впоследствии рискуют оказаться в такой же ситуации. Причем, качество семейных отношений не зависит от благосостояния семьи, и в обеспеченных семьях те же проблемы. И кому-то надо разорвать порочный круг как бы сложно это ни было.
На эту тему написаны рассказы, придуманы сказки, сняты фильмы. Например, фильм «Чарли и шоколадная фабрика» показывает зрителю взаимоотношения в семьях и их влияние на ребенка как личности.
Люди часто жалуются на жизнь, на других людей, которые якобы мешают им жить; и всегда жалеют себя. Но, один мудрец сказал: «Я шел и страдал от того, что у меня старые дырявые ботинки, пока не увидел человека без ног».
Замечено, что люди с физическими недостатками радуются жизни с гораздо большей готовностью, чем здоровые. Они ценят дружбу и хорошее отношение. Здоровье общества определяется в отношении к инвалидам. В странах, где с нравственным здоровьем жителей все нормально, инвалидов не исключают из общества, не делают из них лишь объект благотворительности, а принимают такими, какие они есть. Объясните ребенку, что инвалиды и люди «не такие как все» испытывают большие трудности, живя среди здоровых людей. Например, в классе с вашим ребенком учится заика или бывший детдомовец, или ребенок-инвалид. Такие дети часто становятся изгоями-одиночками. Вашему ребенку надо иметь мужество, чтобы встать на сторону такого «одиночки». Хорошо, если кто-то еще из одноклассников поддержит это общение. Дети часто травят «не таких как все». Объясните, что главное не замечать физические недостатки человека. Не делать ему поблажек и не жалеть, чтобы не обидеть, а постараться общаться на равных, помочь найти какое-то дело, в котором такой человек добьется успеха. Возможно, такого ребенка уже дразнили в детском коллективе и он стал нелюдимым и настороженным. Так он защищается. Поэтому, предложенную ему дружбу он может отвергнуть. Но предложивший эту дружбу ребенок будет знать, что он смог сделать первый шаг, а угрюмый и нелюдимый одноклассник будет знать, что кто-то хочет с ним дружить. Может, со временем, он раскроется и обнаружит в себе такие таланты, которых нет у других детей.
Дети могут быть очень жестокими. И чтобы этого избежать, надо учить их управлять своими чувствами, а это сложно, так как необходимо вспоминать собственную боль. Объясняйте ребенку, что судьба «нестандартного» одноклассника всегда будет сложнее, чем у обычных детей, и в его силах сделать ее легче. Старайтесь вмешиваться в детские отношения только в крайних случаях, когда все средства, чтобы защитить «нестандартного» ребенка исчерпаны. Ваш ребенок обязательно оценит такой поступок.
На прогулке, в поездке с детьми можно встретить попрошаек, нищих, людей, которые торгуют всякой всячиной, поют, зарабатывая себе на жизнь. Что ответить на вопрос «кто это?» и «почему они просят деньги?». Все знают, что просящие деньги не обязательно нищие, они так зарабатывают на жалостливых гражданах. Но есть и такие, которые просят на хлеб, а не на новую машину. Ребенку надо рассказать, что у некоторых людей жизнь складывается не всегда счастливо по многим, часто не зависящим от них причинам. Надо не ругать их, не ворчать: «чем стоять и просить, шли бы работать», — ведь неизвестны обстоятельства жизни, которые толкают этих людей на попрошайничество.
Если у вас есть одинокие пожилые родственники или кто-то из близких или друзей лежит в больнице, навещайте их вместе с ребенком. Участвуйте в благотворительных акциях: вместе с ребенком соберите ненужную хорошую одежду, книги, игрушки; может они пригодятся в многодетной семье или в детском доме. Да и мало ли мест, где с радостью примут эти вещи. Вместе с детьми участвуйте в благотворительных ярмарках или в их организации.
Уроки сострадания происходят каждый день: пристроить выброшенного котенка или щенка или протянуть руку помощи нуждающемуся. Только своим примером можно научить состраданию.