В детских коллективах дразнилки были всегда. Другой вопрос, что не всех детей дразнят. Дразнят обычно детей, отличающихся от других. Например, очень высоких сверстников дразнят «дылда», «каланча». Чаще всего детские дразнилки связаны с фамилиями, причем не очень благозвучными (обзывалки на имена). Например, девочку-отличницу по фамилии Соскова обзывали соской. Конечно, девочке было обидно, но она была из благополучной семьи с адекватными, любящими родителями, и никак не реагировала на обзывания. Причем, было видно, что если дразнилка ее и задевала, то не так, чтобы придавать этому большое значение. И постепенно дразнилки прекратились.
Почему появляются детские обзывалки и дразнилки?
Часто дети дразнятся даже не из желания обидеть, им хочется увидеть эмоциональную реакцию другого ребенка. И если ответная реакция бурная (слезы, плач, крики), они так и будут продолжать дразнить. Надо постараться сделать так, чтобы дразнящему было некомфортно обижать. Какие средства применять к обидчику, необходимо смотреть по ситуации. Одно дело – разбаловавшийся приятель ребенка, которому достаточно сказать: «кто так обзывается, тот сам так называется» (вариантов много). А другое дело, если ребенка методично морально третируют, например, отстающие в учебе одноклассники, за то, что он хорошо учится. Если в классе таких ребят большинство, и хорошая учеба для них не престижна, ищите другую школу или класс, где дети заинтересованы в учебе.
На поведении ребенка сказывается много факторов, прежде всего, климат в семье. Там, где наряду с любовью и добротой присутствует разумная строгость и порядок, ребенок не превратится в монстра, обижающего и обзывающего других детей. А в семьях, где агрессия и скандалы – обычное дело, дети растут агрессивными и нетерпимыми к другим. Эти качества бывают спровоцированы и нездоровьем, как физическим, так и психическим.
Обидные обзывалки на имена и дразнилки. Советы родителям
Как родителям помочь противостоять таким агрессорам? Главное, это позаботиться, чтобы ребенок мог постоять за себя и морально, и физически. Полезно вспомнить и обсудить случаи из своего детства: как вы реагировали на дразнилки и обиды раньше и как бы среагировали сейчас.
Приведите примеры из книг, фильмов, жизни родственников. Ведь достойно ответить обидчику, не унизив себя – это целое искусство. Многие теряются, не могут сразу сообразить, что сказать. Это не страшно. Гораздо страшнее самому обидеть другого человека. Донесите это до ребенка! Очень полезно отдать мальчика в секцию карате, самбо, борьбы. Но прежде, с раннего детства надо приучать детей делать зарядку, кататься на лыжах, заниматься плаванием – это способствует хорошей координации движений, упорству и выносливости. Такой ребенок уверен в себе и своих силах, уравновешен и спокоен, его непросто обидеть, обзывая и дразня.
А как быть, если ребенок болезненный, эмоциональный? Ведь нездоровье провоцирует плаксивость, неуравновешенность. Если в классе такие дети ведут себя спокойно и неконфликтно, их вряд ли будут дразнить и обижать. Хотя бывают случаи, что «дипломатичный» ребенок вызывает раздражение по какой-то другой причине (он из другой социальной среды, девочка или очень красивая или одета лучше других, или, наоборот, с отталкивающей внешностью и нелепо одета и т.д.). В таких случаях нельзя оставлять ребенка без защиты родителей и тем более попрекать, что он не может постоять за себя! Разве к вам бы обратился ваш ребенок, если мог сам постоять за себя?
Если вашего ребенка постоянно обижают в садике и в школе, придется говорить с воспитателем или учителем. Педагоги обязаны запрещать детям дразниться и издеваться над другими детьми, предотвращать драки, так как они вместе с администрацией детского учреждения отвечают за психическое и физическое здоровье детей. Если вы поняли, что у педагогов не получается повлиять на эту ситуацию, а все ваши усилия тоже не приносят результата, обратитесь за помощью к детскому психологу или ищите другую школу, детский сад, так как бывает такое, что данный коллектив не подходит вашему ребенку.
Бывает, что в любом коллективе ребенок подвергается нападкам, его задирают, обзывают. Значит, в ребенке есть что-то провоцирующее. Обычно обижают «занозистых», «задиристых» детей. Такие дети часто первые задираются и придумывают клички одноклассникам, а потом жалуются взрослым. Те же отличники, может невольно ведут себя высокомерно, а дети из обеспеченных семей – пафосно. Им кажется, что их поведение нормально, тогда как пренебрежение к другим детям сквозит во всем. Их родители говорят, что в этом классе одно «быдло», или «все тупые». Слыша это, ребенку трудно поладить с другими детьми.
В некоторых случаях, родители сами провоцируют ребенка, способствуя развитию гипертрофированного самолюбия, тем самым мешают нормально строить отношения с другими детьми. Детские обиды быстро проходят, ну поругались, пообзывались, даже подрались, смотришь, а дети уже вместе играют и разговаривают. Может не стоит фиксировать внимание на прозвищах и дразнилках, говорить, что ребенка унижают, и не раздувать из мухи слона. Потому что дальше ребенок будет везде искать подвох, вспыхивать при любом неосторожном слове в свой адрес (это не относится к случаям настоящей травли неугодного одноклассниками и жестокими учителями).
Детей надо учить ладить с другими детьми, не завидовать, быть честными, не обижаться, не стремиться любыми путями к лидерству, применять кулаки только, когда исчерпаны все средства, причем только в рамках самообороны, не распаляясь. Надо учить детей не уподобляться обидчикам, не мстить им, а пожалеть их (видимо, у таких детей не все благополучно в жизни). Чтобы ребенок нормально развивался, ему надо верить в доброту мира. Если же постоянно подспудно внушать ему, что «мир жесток, везде враги и опасность», ребенок чувствует себя среди врагов, в нем присутствует страх и неуверенность, которые перерастают в агрессивность или замкнутость. Родителям необходимо самим настраивать себя на позитивное отношение к жизни и этому же учить детей.