Игровая зависимость — это распространенное явление среди современных подростков. Она представляет собой своеобразную форму ухода от реальности, патологическое пристрастие к компьютерным играм, которое выражается в длительном времяпровождении в виртуальной реальности с полным погружением в нее и отрывом от реальной жизни.
Признаки игровой зависимости
Не все дети, увлекающиеся компьютером, имеют игровую зависимость. Однако на ее наличие могут указывать следующие признаки:
- увеличивается время, которое ребенок проводит за игрой;
- меняется круг интересов, прежние увлечения вытесняются компьютером;
- наличие постоянных мыслей об игре, преобладание в воображении сюжетов, связанных с игровой тематикой;
- ребенок теряет контроль над ситуацией и становится неспособным прекратить играть ни после выигрыша, ни после проигрышей;
- при отсутствии возможности поиграть возникает эмоциональный дискомфорт, раздражительность, депрессия, ощущение пустоты;
- снижается способность сопротивляться соблазну провести время за компьютером;
- при вынужденном отвлечении от компьютера ребенок демонстрирует сильное раздражение и даже вспышки ярости;
- он пренебрегает общением с друзьями и семьей;
- начинает врать родителям о том, чем занимается;
- забывает о личной гигиене;
- изменяется режима сна;
- возникают проблемы с учебой;
- нерегулярность питания, когда ребенок пропускает приемы пищи, будучи слишком вовлеченным в игру.
О зависимости можно говорить лишь в тех случаях, когда увлечение играми становится для ребенка как бы «заменой» реальной жизни и ведет к появлению проблем в различных сферах, например, таких как учеба, здоровье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, эмоциональная сфера.
Группа риска
В группу риска развития зависимости от компьютерных игр входят прежде всего подростки. Можно также выделить некоторые личностные черты, формирующие предрасположенность к данному виду зависимого поведения. К их числу относятся:
- неприятие своего тела и особенностей внешности;
- замкнутость, неразвитые коммуникативные способности;
- чувство одиночества, недостаток взаимопонимания;
- сложности в общении с противоположным полом;
- эмоциональная напряженность;
- заниженная самооценка;
- склонность к избеганию ответственности и проблем.
Причины
Считается, что развитию зависимости от компьютера способствуют следующие причины:
- конфликты в семье;
- дефицит общения, неприятие со стороны сверстников;
- сильные стрессы;
- стремление к самовыражению и саморазвитию;
- избыток свободного времени;
- желание снять эмоциональное напряжение, переключиться, уйти от проблем;
- поиск друзей и общения.
В целом, можно заключить, что к чрезмерному увлечению компьютерными играми приводит неуспешность, нереализованность ребенка в реальной жизни, сопряженная с неумением общаться и проблемами в детско-родительских отношениях. Как результат, ребенок «уходит» в виртуальный мир, в котором у него появляется возможность не сталкиваться со сложностями повседневной жизни и реализовать себя хотя бы таким способом.
Стадии формирования игровой зависимости
Развитие компьютерной зависимости проходит несколько стадий, характеризующихся определенными признаками.
- На стадии легкой увлеченности времяпровождение в компьютерных играх носит ситуативный характер. Устойчивой и постоянной потребности еще не наблюдается.
- Стадия увлеченности сопровождается увеличением времени, проводимого за компьютером. Игры начинают занимать ведущее положение в системе потребностей подростка, который обращается к ним для того, чтобы избежать проблем в реальной жизни или отвлечься от них.
- На стадии психологической зависимости возникают серьезные изменения личностных особенностей ребенка, в том числе его самооценки и иерархии ценностей. Длительное отсутствие возможности зайти в игру способствует агрессивному и аутоагрессивному (направленному на самого себя) поведению, а также появлению первых признаков депрессивного состояния. Данная стадия может протекать по социализированному типу, когда подросток изолируется от взаимодействия с людьми во внешнем мире, но расширяет свой круг общения в виртуальной реальности. Вторым вариантом ее протекания является индивидуализированный тип, при котором ребенок полностью разрушает свою связь с социумом и начинает пренебрегать своими основными биологическими потребностями.
- Стадия привязанности представляет собой продолжительный период, в течение которого наблюдается постепенное угасание интереса к компьютерным играм. Ребенок начинает соблюдать определенную дистанцию в отношении своего увлечения, но до конца избавиться от привязанности к компьютеру он не может.
Профилактика и коррекция
Профилактика и коррекция игровой зависимости у ребенка должны быть направлена на:
- предоставление ему возможностей для выбора альтернативной деятельности в реальной жизни;
- обучение навыкам социального взаимодействия, таким как коммуникабельность, эффективное общение с окружающими, уверенность в себе, самоуважение;
- формирование навыка критичной оценки и анализа потребляемой информации.
Таким образом, основная цель коррекции состоит в постепенном замещении времени, которое ребенок проводит за компьютером, на другую привлекательную для него деятельность, в которой он может себя реализовать. Поиск вариантов такой деятельности должен осуществляться совместно с ребенком, поскольку альтернативой компьютерным играм сможет стать только такое занятие, которое будет интересно в первую очередь самому подростку.
При этом работа с системой семейных отношений является важнейшей частью профилактики зависимостей в детском и подростковом возрасте. В большинстве случаев пагубное пристрастие к компьютерным играм так или иначе связано с воспитанием и характером взаимоотношений между родителями и ребенком. Поэтому их коррекция может дать существенные результаты, особенно в случае обращения за помощью к семейному или детскому психологу.