Взрослые часто думают, что игра — это не более, чем развлечение, пустая трата времени. Но это совсем не так. Игра является основным занятием в жизни ребенка, начиная с раннего возраста и до его поступления в школу. Значение игры для детей трудно переоценить. Ее роль можно сопоставить с ролью обучения и работы в жизни взрослых.
Известный отечественный психолог А. С. Макаренко чутко подмечал, что каким ребенок является в игре, таким он будет и тогда, когда вырастет. И это верно, поскольку в игре малыш развивается, обучается новому, познает окружающий мир, усваивает различные социальные роли и модели поведения. И все это происходит в доступной для его возраста форме.
Таким образом, игровая деятельность способна вызывать глубокие и значительные изменения в психике малыша. Детство дано ребенку для того, чтобы он смог подготовиться ко вступлению в сложную социальную жизнь взрослых. И в этом ему помогает именно игра.
Игры в раннем детстве
В процессе выбора игры для ребенка, важно отталкиваться от двух принципов. Во-первых, необходимо, чтобы игра соответствовала возможностям и способностям ребенка, его возрасту и уровню развития. Во-вторых, игровая деятельность должна приносить малышу удовольствие и являться для него привлекательной. Можно выделить несколько категорий игр, полезных для развития ребенка в раннем возрасте.
Сенсорные игры
Сенсорные игры помогают детям развивать различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, тактильную и температурную чувствительность. Эти способности изначально даны нам природой, но для того, чтобы они развивались, им необходима стимуляция. В сенсорных играх малыш может использовать всевозможные игрушки, предназначенные для детей его возраста. Благодаря таким играм ребенок обретает опыт взаимодействия с различными материалами, поэтому особенно полезны для развития игрушки, сделанные из природных материалов.
Моторные игры
Сенсорное развитие тесно связано с моторным. В раннем возрасте ребенок, как правило, уже научается самостоятельно ходить. Моторные игры включают в себя различную двигательную активность: лазание, прыжки, бег. Родителям важно обеспечить безопасность малыша, но запрещать ему активные игры не следует.
Языковые игры
Раннее детство также связано с овладением ребенком речью. Малыш учится говорить, осуществляя разнообразные эксперименты со звуками и словами. Не стоит ругать его за то, что он в течение длительного времени может повторять одни и те же бессмысленные фразы. Лучшим решением относительно развития ребенка будет, если родители присоединятся к его игре, например, дополнив его фразу несколькими рифмующимися словами.
«Игра-возня»
Ее примером служит довольно популярная у детей игра под названием «куча-мала». Несмотря на то, что взрослым она порой кажется совершенно бесполезной, на самом деле, с ее помощью дети учатся взаимодействовать друг с другом, управлять собственным телом, сбрасывать эмоциональное напряжение.
Ролевые игры
В раннем детстве формируются зачатки сюжетно-ролевой игры, которая станет основным занятием малыша в дошкольном возрасте. Так, примерно в 2,5 года дети начинают подражать в своих играх взрослым. Примером такой игры является кормление кукол, укладывание их спать, «разговоры» по телефону и т.п.
Игры в дошкольном детстве
Если в раннем возрасте игры ребенка были сосредоточены в основном на манипулировании различными предметами, то в дошкольном детстве на первый план выходят сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок пытается воспроизвести навыки и умения взрослых.
Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра способствует формированию характера, получению опыта взаимодействия и сотрудничества с другими детьми. Она развивает воображение, внимание, память, мышление, творческие способности.
Развитию воображения, прежде всего, содействует тот факт, что в игре обыденные окружающие предметы могут приобретать любое значение, обусловленное ее замыслом. Так, обыкновенная швабра превращается в волшебную метлу, а коробка — в космический корабль. В ролевой игре ребенок выступает одновременно и режиссером, и декоратором, и актером. Он придумывает сюжет или замысел игры, ищет способы и средства для его реализации.
Однако, несмотря на это, ролевая игра всегда является в каком-то смысле импровизацией, в которой малыш выражает собственные желания, стремления, мечты, а также чувства и мысли, завладевшие им в данный период времени. Для того, чтобы поделиться своими эмоциями, взрослые используют речь. Тогда как языком переживаний ребенка выступает игра.
Сюжеты игр характеризуются большим разнообразием. Во многом они определяются культурой, бытом семьи, в которой проживает ребенок, и теми обстоятельствами, с которыми он сталкивается.
В сюжетно-ролевых играх малыш активно взаимодействует со сверстниками, с которыми его объединяет общая цель, совместные интересы и переживания. Помимо этого, дети также устанавливают и правила игры, помогающие регулировать поведение ее участников. Все это способствует социализации и адаптации ребенка среди сверстников.
Подвижные игры
Ко второй группе игр дошкольного возраста относятся подвижные игры, к числу которых принадлежат прятки, «классики», прыжки на скакалке, спортивные игры и т.п. Такие игры полезны для физического развития ребенка, но кроме того, играя, дети также обучаются соблюдению правил игры, учатся тому, как нужно вести себя в коллективе.
Образовательные игры
К категории образовательных игр, подходящих для дошкольников, относят: настольные игры, игровые эксперименты, словесно-логические игры, занятия, направленные на моделирование различных ситуаций. Они помогают детям укрепить уже имеющиеся у них знания и навыки, а также приобрести новые. Образовательные игры способствуют развитию памяти, логического мышления, тренируют усидчивость и внимание, благодаря чему они являются отличным помощником в подготовке ребенка к школе.