Воронов И.А., детский невролог, канд. мед. наук, детская поликлиника «Маркушка»
Ребёнок должен быть активным. Маленькие дети чаще бегают, чем ходят, и активность, как ни странно, это хорошо. Родители очень часто обращаются ко мне, как к специалисту, с жалобами на гиперактивность ребенка. И я часто слышу, что ребенку уже ставят диагноз: гиперактивность, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или нарушение активности и внимания. Важно понимать, где активность в пределах допустимой нормы, а где уже есть явления гиперактивности и дефицита внимания у детей. Мы постараемся разобрать именно детей с СДВГ (в зарубежной англо- и немецкоязычной литературе используют термины Attention Deficit Hyperactivity Disorder, ADHD, и Aufmerksamkeitsdefizit-Hyperaktivitats-Storung, ADHS).
К сожалению, сейчас этот диагноз стал, если так можно выразиться, модным, но его часто ставят необоснованно. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, важно несколько компонентов.
Во-первых, этот диагноз правомочен с 5-летнего возраста.
Во-вторых, кроме гиперактивности у ребенка должна быть неусидчивость.
Синдром гиперактивности у детей и дефицита внимания. Симптомы
Данный синдром характеризуется тремя составляющими:
- нарушение внимания;
- импульсивность;
- гиперактивность.
Хотя элементы синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей уже могут проявляться в раннем возрасте, такой диагноз обычно выставляют в 5 лет (в дошкольном возрасте). Такие дети непоседливые, очень активные, и нередко у них наблюдается нарушения сна (плохо засыпают, часто просыпаются). И я отмечаю, что дети с СДВГ очень часто в раннем возрасте (3-4 года) отказываются от дневного сна.
Составляющие | Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей |
Нарушение внимания | У детей с СДВГ плохо концентрируется внимание, они быстро переключают внимание с одного предмета на другой, они быстро переключаются с одной работы на другую. Но если им что-то нравится, то они могут проявлять усидчивость. |
Импульсивность | Таких детей очень сложно заставить проявлять усидчивость в том, чем им не нравится заниматься. Они начинают увиливать, говорить или делать вид, что устали, что у них болит голова и т.п. Такие дети очень часто теряют свои игрушки и другие вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. По сути, таких детей нельзя назвать больными, просто у них процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они быстро возбуждаются и медленно останавливают свои эмоции и двигательную активность. |
Гиперактивность | Такие дети хотят быть в центре внимания. Они встревают в разговор взрослых, они начинают баловаться или дурачиться, иногда мальчики в детском саду дерутся, чтобы привлечь к себе внимание. И делают они это не совсем осознанно, они не в состоянии объяснить своё поведение. Такие дети часто травмируются, они лезут в различные ямы, могут выбегать на дороги, забираться на деревья и т.п. Они бесстрашные. |
Причины гиперактивности с дефицитом внимания у детей
Основная причина развития гиперактивности с дефицитом внимания — это наследственная предрасположенность. Один из родителей, а то и оба, были в детстве гиперактивные, и сейчас остаются активными. У взрослых это в большей степени уже черты личности, характера. Причём положительных элементов значительно больше. Такие взрослые люди мало спят, много работают, ведут активный образ жизни. Подростки с СДВГ, а затем молодые люди и профессии себя выбирают в основном активные, не любят заниматься монотонным трудом. У взрослых с СДВГ могут отмечаться некоторые негативные элементы.
Они не сдержаны, импульсивны, не могут стоять в очередях и в пробках. Их это очень раздражает. Однако положительных моментов у гиперактивных взрослых больше, чем отрицательных.
Синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания чаще, по данным медицинской статистики, наблюдается у мальчиков, чем у девочек. На 5 мальчиков с СДВГ приходится 1 девочка. Девочки быстрее становятся спокойней и усидчивей, чаще к 7 годам, а мальчики становятся спокойней в двигательном и эмоциональном плане в основном к 11 годам (бывает и более длительный срок). Поэтому у мальчиков основные сложности происходят в период обучения в начальной школе. В основном претензии учителей к таким детям на поведение. И проблемы с обучением возникают из-за невнимательности ребёнка и нарушения поведения, а в целом такие дети учатся очень хорошо.
Коррекция и лечение гиперактивности у детей с дефицитом внимания
Наиболее важными в коррекции СДВГ являются воспитательные моменты. Родителям надо быть терпеливыми, ведь детям приходится говорить одно и то же несколько раз, а ребенок все равно ведет себя не правильно, не выполняет требований. Здесь очень важно постоянно и ежедневно вести свою воспитательную линию:
- стараться избегать двух крайностей: с одной стороны жестокости (нельзя таких детей подвергать физическим наказаниям), а с другой стороны недопустима вседозволенность;
- таким детям надо говорить просьбы и инструкции коротко и чётко, а ещё лучше перед этим взять его руки и чтобы он посмотрел вам в глаза;
- детям должны быть четко и понятно разъяснены правила поведения в разнообразных ситуациях;
- необходимо хвалить и поощрять их за выполненную работу, за проявления усидчивости;
- детям, которые умеют читать, развесить по квартире памятки-заметки (например, «почисть зубы», «заправь постель», «собери спортивную форму» и т.п.).
Для улучшения усидчивости и внимательности проводят определенные занятия, их много и их можно легко найти в сети. Лучше, чтобы это было в форме игры, чтобы ребенку было интересно, например, выкладывают на стол несколько предметов, ребёнку предлагают запомнить, а затем отвернуться. Какой-то предмет убирают или переставляют, ребёнок поворачивается и угадывает.
Очень хорошо таким детям заниматься спортом. Наиболее подходящим является плавание. Плавание в бассейне успокаивает и забирает много энергии. Однако можно заниматься и другими видами спорта.
Возможно ли медикаментозное лечение гиперактивности у детей?
Медикаментозные препараты назначаются редко. В основном, когда перечисленные выше мероприятия не оказывают должного эффекта, и когда у ребёнка сложности с поведением в школе. Круг медикаментов незначительный. Назначение таким детям успокоительных средств на основе трав или гомеопатические средства не дают результатов. И часто я замечал, что на препараты на основе корня валерианы (отвар или экстракт валерианы в таблетках) у детей с СДВГ происходит обратная реакция — возбуждение. Медикаментозное лечение гиперактивности у детей назначает невролог индивидуально каждому ребёнку.