В настоящее время в педагогической среде все чаще можно услышать жалобы на снижение общего уровня орфографической грамотности среди школьников. Кажется, будто детей, имеющих затруднения в усвоении грамматики родного языка, каждый год становится все больше. Это привело к появлению множества научных исследований, посвященных данной проблеме. Для обозначения подобных затруднений был создан термин дизорфография.
Дизорфография: что это?
Дизорфографией называют стойкие нарушения, затрагивающие область усвоения и использования ребенком орфографии. В письменной речи таких детей можно обнаружить множество разнообразных орфографических ошибок. Ребенку сложно понимать, усваивать и применять на практике правила орфографии.
На сегодняшний день дизорфографию рассматривают как нарушение, обусловленное недостаточным развитием языковых способностей, а именно, процессов символизации, кодирования и декодирования символов. В результате не происходит формирования морфологических, синтаксических и фонематических обобщений. Ребенок плохо усваивает правила правописания, грамматики. Ему тяжело даются уроки родного языка.
Как правило, дизорфографию обычно выявляют во втором или третьем классах. При этом, если вовремя не предпринять соответствующие коррекционные меры, нарушение правописания станет стойким и практически неискоренимым, а имеющиеся проблемы будут усугубляться в среднем и старшем школьном возрасте. В свою очередь, это чревато снижением успеваемости по ряду школьных дисциплин, дезадаптацией в социальной среде, а также формированием эмоциональных затруднений.
Важно разграничивать дизорфографию и дисграфию. Несмотря на то, что два этих нарушения довольно схожи, они имеют определенные отличия, обусловленные разным механизмом формирования. Дисграфия представляет собой расстройство письма, которое проявляется в наличии стойких специфических ошибок, не связанных с орфографическими правилами. Тогда как при дизорфографии затрудняется именно усвоение орфографических навыков.
Отдельно следует отметить, что дизорфография никак не связана с ленью, в которой так часто детей обвиняют родители и учителя. Ребенок допускает ошибки и не усваивает правила орфографии не потому, что он этого не хочет, а потому, что не может.
Причины развития дизорфографии у детей
Специалисты выделяют несколько факторов, способных спровоцировать развитие дизорфографии:
- органические поражения мозга;
- наличие серьезных соматических заболеваний;
- нарушения нервно-психического развития;
- психологическая неготовность к обучению в школе;
- низкая мотивация к учебной деятельности;
- эмоциональные затруднения;
- многоязычие в семье;
- СДВГ;
- задержки речевого развития;
- напряженная психоэмоциональная обстановка в семье;
- внутриутробные и ранние негативные влияния;
- педагогическая запущенность.
У детей с дизорфографией в дошкольном возрасте нередко можно обнаружить такие предшествовавшие ей нарушения, как:
- функциональная дислалия (искажение звукопроизношения, не связанное с поражением слуховой функции или артикуляционного аппарата);
- стертая дизартрия (речевое нарушение, вызванное поражениями нервной системы);
- общее речевое недоразвитие.
Кроме того, отмечается, что в формирование дизорфографии у детей немалый вклад вносит недостаточная компетентность обучающих лиц в области психологии и специальной педагоги. К сожалению, не всегда учителя в общеобразовательных школах осведомлены о методах обучения грамматике и орфографии лиц, имеющих проблемы в развитии. Поэтому нередко детям с ОВЗ квалифицированная помощь не оказывается в течение длительного времени.
Таким образом, причин дизорфографии довольно много. Каждый ее случай поэтому нуждается в индивидуальном рассмотрении опытными специалистами в сфере логопедии, психологии и психоневрологии.
Профилактика и коррекция дизорфографии у детей
Очевидно, что чем раньше начата коррекция дизорфографии и ее причин, тем выше будет эффективность такой коррекции.
Специалисты в области нейропсихологии считают, что успешность овладения такой деятельностью, как письмо, зависит от состояния так называемых предпосылок этой деятельности. Под предпосылками при этом понимается:
- степень развития фонематического слуха;
- сформированность навыков произнесения слов;
- способность к морфологическим и синтаксическим обобщениям;
- определенный объем лингвистического опыта и знаний.
Различают первичную и вторичную профилактику дизорфографии у детей. К первичной профилактике относят мероприятия, осуществляемые в дошкольном возрасте и направленные на формирование у ребенка правильной устной речи, развитие когнитивных предпосылок к усвоению орфографии.
Под вторичной профилактикой понимают проведение своевременной коррекционной работы по устранению недостатков в устной и письменной речи ребенка. По мнению психологов и логопедов, если у малыша при поступлении в школу обнаруживаются проблемы с речью или письмом, такую коррекцию целесообразно начинать уже в начальных классах.
Коррекционные меры по профилактике дизорфографии будут максимально эффективными при слаженной работе нескольких сторон: родителей, учителей, логопеда и психолога. К числу подобных мер можно отнести:
- обогащение словарного запаса, развитие лексической составляющей языка;
- развитие гностико-праксической функции;
- формирование речевого восприятия, навыков анализа и синтеза представлений;
- коррекцию грамматических нарушений в речи;
- развитие связной речи посредством логопедической работы;
- постепенное овладение правилами правописания.
Помимо занятий с логопедом, ребенку с дизорфографией также необходима помощь детского психолога. Основным направлением работы при этом будет преодоление эмоциональных затруднений, формирование мотивации к учебе и социальной роли школьника, снижение тревоги при письме (так называемого «страха письма»), развитие эмоционально-волевых способностей.