День победы – праздник, который не смогла подстроить под себя и испортить ни одна власть. И хотя все больше разрыв во времени с мая 1945 года и сегодняшние дети уже правнуки и праправнуки Великой Отечественной войны, их родителям – внукам тех героев необходимо рассказывать детям о войне, о родственниках, воевавших на полях сражений, показывать старые фотографии.
Дошкольники по-настоящему осознают лишь события, соразмеренные своему собственному опыту. Если они вдруг узнают, как жилось в войну другим детям, то военное время станет им ближе. Например, на фотографии девочка в стареньком платье, истоптанных туфлях. Это мама бабушки. В начале войны, ей было 3 года, а когда закончилась – 7 лет. Ребенку надо рассказать, что когда на нашу страну напали жестокие и коварные враги, людям пришлось забыть про все свои дела и только сражаться или работать, чтобы обеспечить защитников всем необходимым.
Хотя пяти-шести летний ребенок отличает с трудом, что произошло с ним год назад, а что недавно, ему очень интересно, что было до того, как он родился. Старые фотографии, какие-то вещи (семейные реликвии), военные награды, помогут ему это узнать. Хорошо, если в семье бережно хранят такие реликвии, например, трофейный компас или бинокль прадедушки. Ведь каждый предмет имеет свою историю, которую будет интересно узнать ребенку. Например, его прадедушка был совсем молодым, но уже сражался против завоевателей. Когда гнали врагов из города, он был один из немногих, кто остался в живых. На поле боя он нашел этот немецкий бинокль и взял его на память. А за другую битву он получил орден, был тяжело ранен в руку и попал в госпиталь.
Некоторые родители сомневаются, стоит ли рассказывать детям об ужасах войны. Не лучше ли растить детей с уверенностью, что в мире царит справедливость и радость? Конечно, информацию об ужасах войны нужно подавать осторожно и дозированно. Но ограждать от понимания того, что в мире существует зло и насилие, вредно. Стерильные, неправдоподобно бесконфликтные условия воспитания не научат противостоять злу и защищать слабых. Ребенку надо рассказывать, что каждый мужчина несет ответственность за своих близких, семью, детей, за свою Родину. И его прадедушке было очень страшно, но он воевал, чтобы защитить свою страну. Многие женщины тоже воевали, были медсестрами, врачами, летчиками. А его прапрабабушка по ночам собирала фугасы, которые сбрасывали с самолетов враги на Москву. Надо было специальными щипцами ухватить фугас, и, чтобы он не взорвался, кинуть его в ведро с водой.
Другая прабабушка жила в Ленинграде и от голода не могла даже ходить, потому, что фашисты окружили город и еды не хватало.
С десятилетним ребенком можно прочитать и обсудить книги о войне Ю. Яковлева «Дневник Тани Савичевой», В.Верейской «Три девочки», В.Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», В. Осеевой «Отряд Трубачева сражается», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Даже если ребенок – страстный поклонник Гарри Поттера, он прекрасно понимает, что и сама школа волшебников, и ее ученики являются исключительно выдумкой. А эти книги о войне рассказывают о реальных детях-героях и о детях-сиротах, родителей которых отобрала война. Замечательная книга И.Токмаковой «Сосны шумят», где от лица девочки, живущей в эвакуированном в глубокий тыл детском доме, рассказывается о радостях и горестях его обитателей.
Подросткам уже можно предложить прочитать «Дневник Анны Франк», посмотреть фильмы: «Список Шиндлера», «Пианист», «Обыкновенный фашизм». Не позже тринадцати лет надо знакомить ребенка с киношедеврами про войну: «Женя, Женечка и Катюша», «А зори здесь тихие», «Проверки на дорогах», «Молодая Гвардия», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», сериал «Семнадцать мгновений весны». Эти и другие прекрасные фильмы без надрыва и пафоса рассказывают о судьбах людей, прошедших войну, о том зле, которое фашизм принес в мир.
Ребенку, подростку полезно задуматься, как бы он повел себя, если бы оказался в том времени. Он другими глазами посмотрит на окружающий мир и оценит его.
Хорошим примером для ребенка не забывать своих героев послужит шествие «Бессмертный полк» по улицам городов, когда люди идут с портретами воевавших родственников. Стоит отложить пикники с шашлыками и работу на дачных грядках, чтобы сходить туда с ребенком, проникнуться благодарностью к прадедушкам, справившимся с врагами и опять порадоваться этому. Тогда кадры военной хроники и строчки учебников станут понятнее. За ними встанут человеческие судьбы реальных людей, взрослых и детей. Ребенок, взрослея, будет понимать, как хрупок мир, как легко нарушить его равновесие, и сделает все, чтобы сохранить его. Кто не забывает ужасов войны, всегда бдителен. И это необходимо, это то, о чем предупреждал всех Юлиус Фучик в своей известной книге «Репортаж с петлей на шее»: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»