Каким человеком станет ваш ребенок? Немногие родители задумываются над этим. Думают о его будущей профессии, об учебе, заботятся о еде и одежде. А ведь если понаблюдать, как он относится к младшим детям, к животным и насекомым, можно много о нем сказать. Если ваш ребенок оказывается в компании детей разного возраста, будет ли он великодушно относиться к младшим и не заискивать перед старшими? Если на него жалуются воспитатели и учителя, что он обижает младших, отнимает у них игрушки или какие-то вещи, не обращая внимания на их слезы, т.е. проявляет детскую жестокость, перестаньте волноваться о его учебе, успехах в музыкальной школе и спортивных секциях, даже о больном горле, а срочно принимайте меры.
Причины детской жестокости
Начните с себя. Что вы делаете не так, правильно ли ведете себя с ребенком и с окружающими людьми?
Например, мать разговаривает с приятельницей по телефону уже часа полтора, ребенок тянется к ней, что-то просит, но она отталкивает его: «Я разговариваю, отстань». Он понимает, что просьбы и обращения можно игнорировать и, став постарше, будет также наплевательски относиться к словам и просьбам матери.
Также чрезмерная строгость родителей, давление, частые наказания вызывают у детей агрессивную ответную реакцию. Родители и дети становятся враждебными сторонами конфликта, который часто разрешается применением физических наказаний ребенка. Если ребенок от природы по типу нервной системы более агрессивен, чем другие дети, жесткое отношение родителей к нему увеличит жестокосердие и жестокость ребенка в разы.
Самая распространенная ошибка совершается родителями, когда малыш учится ходить. Он часто падает, спотыкаясь обо что-либо. И родители, с целью успокоить малыша, начинают шлепать, например, стул, о который малыш ударился: «Плохой стул, вот тебе!» Малыш успокаивается, но первый урок усвоен; за боль надо мстить. Если вдруг на детской площадке он случайно больно столкнется с кем-то из детей, то накажет его. Ведь так учили родители. У ребенка формируется убеждение, что в его неприятностях виновны окружающие, что всюду враги, и вообще, жизнь – жестокая штука. Он привыкает искать причины неудач не в себе, а в окружающих, и вырастает в озлобленного, раздраженного человека. А надо всего-то не бить стул или кроватку, а пожалеть ребенка и погладить больную коленку.
Психологи изучили следственные материалы по криминальным делам и обнаружили, что детство преступников было несчастливым, родители – духовно убогими людьми. Они не интересовались своими детьми, дети росли сами по себе, проявляли детскую жестокость в детских домах или школе. Заброшенность в детстве принесла горькие плоды и превратилась в жестокость. Когда душу не наполняет любовь, идеалы, семейные ценности, в ней образуется пустота, которая заполняется злодеями из боевиков, друзьями-наркоманами и сюжетами из жестоких компьютерных игр.
Многие родители считают, что главное — дать ребенку знания и приобщить к искусству. Но как показывает история, не это главное, ведь сотни тысяч людей сжигались в газовых камерах высокообразованными нацистами, тонкими ценителями искусства. Или, есть множество примеров, когда детишки в целях познания вспарывают животы лягушкам, собакам, кошкам, чтобы увидеть что у них внутри. Или еще развлечение – привязать к хвосту кота консервную банку и посмотреть, что будет. Откуда берутся маленькие живодеры, когда считается, что душа детей чистая? Наверное, взрослые равнодушием, грубостью, жестокостью загрязняют ее. Всем известный факт, когда в конце лета на дачных участках появляются несчастные, брошенные хозяевами подросшие котята, которых взяли на лето, как развлечение для детей. Но лето прошло, и их бросили погибать. Дети это видят, впитывают уроки жестокости и бумерангом возвратят своим родителям и миру.
Профилактика детской жестокости
Конечно, в жизни все неоднозначно. Например, что говорить детям о насекомых? Ведь мы травим домашних и садовых муравьев, тараканов, убиваем комаров, мух, обрабатываем огород от вредителей. Но о добром человеке говорят: «Он напрасно и мухи не обидит». Ключ кроется в слове «напрасно». Ребенку надо объяснить, что, если насекомое человеку не мешает, не покушается на его территорию, не причиняет вреда, пусть себе летает и ползает. Надо рассказывать о полезных насекомых: пчелах, божьих коровках, лесных муравьях, прививать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Все начинается с семьи. Если в семье не принято срывать зло после работы на домашних, если родители ребенка уважают своих родителей, дети во взрослой жизни не будут срывать зло на близких, чтобы разрядиться, и в будущем позаботятся о своих родителях.
Маленьких детей надо учить тому, что хорошо и что плохо с раннего детства, не ломать и не рвать игрушки, им больно. И к самому ребенку относиться с уважением, так же как и взрослым друг к другу. Это и есть самое верное средство от жестокости ребенка и злости.
Вернемся к «высококультурным» нацистам. Как могло случиться, что целая нация заболела этой заразой? Тяжелое экономическое положение в стране перед второй мировой войной наложилось на пропаганду преимущества «высшей расы» перед другими народами и привело к страшным результатам. Но человек, получивший в семье прививку от жестокости, будет правильно ориентироваться в жизни, отличать добро от зла, несмотря на положение в стране, недостатки школьного образования, потоки агрессивной информации. Слишком занятым родителям надо выставлять приоритеты: телевизор вечером или чтение ребенку хорошей книги на ночь. Болтовня с подругой или разговор с ребенком. Главное не упустить момент, пока его душа раскрыта миру, и посеять туда семена добра.
Но если ребенок без видимых причин при спокойном доброжелательном климате в семье ведет себя жестоко и агрессивно, возможно у него психические и физиологические нарушения, что требует медицинской помощи.