К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят детей, имеющих установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, ЗПР, аутизм и т.п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.
Нарушения зрения
В зависимости от степени имеющейся патологии зрения можно выделить:
- невидящих детей, которые почти не способны пользоваться зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%);
- слабовидящих детей (острота зрения в очках 5-40%);
- детей с пониженным зрением (острота зрения при ношении очков 50-80%).
Нарушения слуха
К ограничению возможностей здоровья у ребенка могут приводить стойкие двусторонние нарушения, связанные с развитием слуховой функции:
- тугоухость, влекущая за собой значительное затруднение устного речевого общения;
- глухота, делающая его полностью невозможным.
Под тугоухостью при этом понимается стойкое снижение слуха, степень которого может быть различной: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. В свою очередь, глухие дети имеют более глубокие нарушения слуховой функции, являющиеся, как правило, врожденными или приобретенными в младенчестве.
Речевые нарушения
Что касается речевых патологий, то здесь возможны психофизические отклонения различной степени, приводящие к нарушению коммуникативной и познавательной речевых функций. Иными словами, из-за имеющихся отклонений ребенок не может использовать речь для общения с окружающими и для познания внешнего мира.
При этом такие дети имеют нормальный слух и зрение, являются интеллектуально сохранными. Этим они отличаются от малышей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной, слуховой систем и т.п.
ЗПР
Аббревиатура «ЗПР» расшифровывается как «задержка психического развития». Это довольно распространенный среди детей психолого-педагогический диагноз. Обычно он ставится ребятам, имеющим следующие особенности:
- замедленный темп психического развития;
- незрелость волевой и эмоциональной сфер;
- интеллектуальная недостаточность, степень которой не является основанием для констатации умственной отсталости.
Степень выраженности перечисленных нарушений при ЗПР может сильно варьировать. Довольно часто ЗПР у ребенка сопровождается различными нервно-психическими патологиями, включая невротические, неврозоподобные, астенические и церебрастенические расстройства, препятствующие нормальной интеллектуальной деятельности малыша.
Умственная отсталость
Диагноз «умственная отсталость» ставится детям, которые имеют стойкие, необратимые нарушения в развитии психики (преимущественно в интеллектуальной сфере).
В большинстве случаев эти нарушения формируются еще в раннем возрасте или в период нахождения в материнской утробе. Связаны они обычно с органической недостаточностью нервной системы.
Патологии опорно-двигательной системы
К детям с ОВЗ также относят ребят, имеющих различные патологии двигательной функции. Например:
- нарушения координации движений;
- искажение двигательного темпа;
- ограничение подвижности и т.д.
Подобные нарушения существенно затрудняют осуществление ребенком двигательных актов или делают их полностью невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).
Помощь детям с ОВЗ
Статистика показывает, что компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от того, как рано была начата целенаправленная коррекционная работа с ребенком.
Благодаря тому, что детская нервная система является довольно пластичной и гибко реагирующей на внешние воздействия, своевременная диагностика и коррекция нарушений может привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов при этом направляются на создание оптимальных условий для психического развития малыша и его социальной адаптации.
Рекомендации для родителей
Родителям, которые воспитывают детей с ОВЗ, важно помнить, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.
Так, например, при наличии у ребенка речевых нарушений, важно помнить, что развитие речи — это сложный процесс, разворачивающийся постепенно и иногда сопровождающийся различными нарушениями. Овладевая речью, ребенок многое перенимает у близких ему людей. Поэтому, взаимодействуя с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу». Следите за тем, чтобы ваша собственная речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это позволит ребенку научиться правильной координации своих речевых органов. Избегайте сложных грамматических конструкций, трудно усваиваемых детьми.
Чтобы вовлечь малыша в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, для чего и зачем.
Для развития способности звукоразличения полезными окажутся игры по типу «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т.д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.
Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Все дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, располагаются в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой. Для этой цели можно перебирать крупу, лепить, нанизывать бусины на веревку, вкладывать формы в прорези и т.д.
Занятия с ребенком будет гораздо более эффективными, если они протекают в интересной для него деятельности: в играх, повседневных занятиях и т.д. Более старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.
В целом же, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не следует быть с ними слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для того, чтобы компенсировать имеющиеся нарушения.