Афазией называют обратимую потерю имеющихся прежде речевых навыков, развивающуюся у ребенка в полной или частичной форме вследствие различных сбоев и нарушений в функционировании головного мозга. Наиболее часто афазию у ребенка диагностируют в промежутке между 3 и 7 годами. При этом речевые нарушения у детей распознать более затруднительно, чем в случае со взрослыми. Но чем позже будет выявлено заболевание, тем больших усилий требует восстановление утраченных речевых навыков.
Афазия: виды заболевания
Принято выделять следующие разновидности патологии:
- Афазия, возникшая вследствие изменений в головном мозге. Такое возможно при перестройке нейронов и мозговых структур, разрушении нервных путей и клеток и т.д.
- Афазия, вызванная эпилептической активностью (синдром Клеффнера-Ландау).
Первый тип заболевания дополнительно разделяют на три подвида:
- сенсорная афазия, при которой страдают способности восприятия речи, ребенок не может понять то, что ему говорят (хотя прежде он мог это сделать);
- моторная афазия, когда на первый план выходят нарушения в произношении речи, затруднения при говорении, проговаривании отдельных слов и звуков;
- сенсомоторная афазия, затрагивающая как способности речевого восприятия, так и навыки произношения (вплоть до того, что ребенок полностью замолкает).
Симптомы афазии у детей
При афазии родителям может казаться, что ребенок после овладения некоторыми речевыми навыками, будто бы, вновь потерял способность к правильному произношению звуков и построению предложений. Они становятся обеспокоенными молчанием малыша. В целом, в глаза бросаются следующие симптомы:
- внезапно возникшие нарушения в письме;
- затруднения при чтении;
- проблемы с восприятием речи на слух;
- замедление темпа речи, допущение длительных пауз во время рассказа;
- ускорение темпа речи, сбивчивость, при которой она становится похожей на бессмысленный набор звуков и слов;
- нелогичное и неуместное словоупотребление, несогласованность;
- перестановка звуков (букв) во время говорения (письма);
- обеднение, оскудение словарного запаса и упрощение речи;
- постановка неверных смысловых ударений, неправильное интонирование;
- затруднения в припоминании названий предметов;
- непонимание сравнений, категоризации вещей (если такое понимание прежде имелось);
- различные эмоционально-поведенческие отклонения.
Иногда из-за обширного поражения речевых центров дети полностью теряют способность разговаривать. Они произносят лишь невнятные и нечленораздельные звуки, не могут последовательно выполнять двигательные действия. Также нарушается чтение и письмо.
При появлении первых признаков речевых нарушений у ребенка родителям не следует затягивать и откладывать посещение специалиста. Раннее обнаружение афазии и корректное выявление ее причин обеспечивают высокие шансы на полное восстановление речевых способностей.
Причины развития афазии в детском возрасте
Одной из ведущих причин формирования афазии у детей, по мнению ученых, считается поражение так называемых речевых центров, располагающихся в головном мозге. Такое поражение может быть обусловлено различными факторами. У детей оно чаще всего оказывается связано с:
- сотрясением мозга и другими травмами головы;
- проведенными операциями на головном мозге;
- инфекционными и воспалительными процессами (в частности, с энцефалитом и менингитом);
- дефицитарным поступлением питательных веществ к мозгу, возникшим вследствие пережатия сосудов и ослабления мозгового кровообращения;
- отравлением химическими веществами, ядами и природными токсинами.
Кроме того, приобретенные эпилептические афазии развиваются при синдроме Клеффнера-Ландау, когда нормальная работа речевых центров нарушается из-за проявлений эпилептической активности, что влечет за собой утрату некоторых речевых навыков.
Диагностика афазии у ребенка
Симптомы и признаки афазии у ребенка являются поводом для обращения к врачу-неврологу. Специалист проведет тщательную диагностику и поможет составить план восстановления утерянных речевых навыков.
Диагностика обычно начинается с опроса родителей по поводу времени первого появления симптоматики и ее интенсивности, наличия или отсутствия предшествующих травм, а также нервно-психических заболеваний у близких родственников. Затем переходят непосредственно к обследованию ребенка. Используя разговорно-игровую форму, врач оценивает состояние речевых навыков малыша: способности к восприятию сказанных слов, чтению, письму, счету. Особое внимание обращается на соответствие уровня развития данных способностей возрастной норме.
После этого по показаниям проводится ряд инструментальных и лабораторных исследований, который может включать в себя:
- анализы крови на наличие воспаления в организме;
- МРТ, что позволяет оценить патологические изменения в структурах головного мозга;
- КТ — процедуру, необходимую для выявления переломов и получения данных о состоянии костных тканей головы;
- ЭЭГ — предназначена для исследования активности различных частей головного мозга.
Лечение афазии у детей
Структуры головного мозга в детском возрасте являются довольно пластичными, поэтому утраченные ребенком речевые навыки и способности могут быть успешно восстановлены. При афазии ребенку показано комплексное лечение, состоящее из:
- индивидуальных коррекционных занятий с логопедом;
- приема фармакологических препаратов, которые при необходимости назначаются неврологом (например, для купирования воспалительных процессов, улучшения функции кровообращения в мозге и т.д.);
- занятий ЛФК.
Медицинские исследования показывают, что при таком комплексном подходе легкие нарушения удается скорректировать в течении нескольких недель или месяцев. При средней форме тяжести афазия поддается коррекции примерно за полгода. Тогда как тяжелые и запущенные формы заболевания при отсутствии лечения способны рано или поздно стать необратимыми и существенно осложнить речевую коммуникацию ребенка.