Дисфазия является одним из наиболее частых расстройств речевого развития, возникающих в детском возрасте. Известно, что данная патология у малышей и дошкольников встречается с частотой 5-10%. При отсутствии необходимой коррекции многие из детей с дисфазией в итоге испытывают серьезные трудности с освоением программы школьного обучения и социальной адаптацией.
Что такое дисфазия?
Всего принято различать две разновидности нарушений развития речи у детей:
- парциальные расстройства, связанные с нарушением формирования звукопроизношения;
- общие расстройства, обусловленные задержками развития речи.
Общие расстройства речевого развития у малышей называют термином детская дисфазия. В случае общих нарушений наблюдается временной разрыв в формировании речевых навыков. Например, когда навык понимания речи уже присутствует, но образование экспрессивных навыков, связанных с произношением слов, сильно запаздывает. Дисфазия, таким образом, характеризуется системным недоразвитием речи, как высшей функции психики, которое чаще всего оказывается обусловлено произошедшим в доречевой период поражением участков коры мозга, ассоциированных с речевыми функциями.
Нередко дисфазию также называют алалией. Эти понятия большинство специалистов считают синонимами. Путаница в названиях речевых нарушений вызвана использованием различных классификационных систем. Так, ряд научных исследователей понимают под алалией патологии развития речи, связанные именно с органическими поражениями мозга, тогда как дисфазию они считают более широким понятиям, поскольку при дисфазии нарушения бывают обусловлены не только органическими факторами, но и функциональными расстройствами (нарушением функционирования органа).
Причины развития дисфазии
В целом, ведущей причиной расстройств речевого развития у детей выступают различные повреждения нервной системы во время пренатального (беременность) и перинатального (раннего) периода. К числу причин формирования пренатальных (внутриутробных) поражений относят:
- токсикологическое воздействие (употребление беременной женщиной наркотических и алкогольных веществ, курение);
- инфекционные заболевания матери во время беременности (сифилис, краснуха, токсоплазмоз и др.);
- нехватку йода;
- скудный рацион питания женщины.
Причинами перинатальных нарушений являются, к примеру:
- травмы при родах;
- асфиксия;
- общее отставание в психическом развитии, аутизм.
Известно также, что важная роль в развитии дисфазии принадлежит наследственной предрасположенности. Так, для семей больных характерна высокая частота встречаемости речевых нарушений. Выделяют даже ряд определенных генов, вносящих свой вклад в задержки речевого развития (например, гены FOXP2, FOXP1). При отсутствии органической патологии причины дисфазии нередко кроются в длительной двигательной депривации малыша в раннем возрасте (при соматических заболеваниях, в частности, при артрите), социальной депривации (отсутствии необходимого общения), педагогической запущенности.
Развитию дисфазии в дальнейшем способствует недостаточная социализация ребенка, нежелание взрослых заниматься с ним, отсутствие педагогической, логопедической и другой профильной помощи в коррекции речевого расстройства.
Виды дисфазии в детском возрасте
Выделяют несколько типов дисфазии у детей:
- экспрессивный – когда ребенок понимает слова, обращенные к нему, но не может произносить их;
- экспрессивно-импрессивный (смешанный) – когда одновременно имеются нарушения в развитии навыков понимания и произношения речи.
При этом в обоих случаях возможно наличие симптомов дизартрии (нарушение произношения, связанное с патологией нервной системы) или оральной диспраксии (высокий или низкий тонус мышц артикуляционного аппарата), то есть заболеваний, относящихся к категории парциальных расстройств.
Симптомы дисфазии
Одним из ранних признаков дисфазии считается отсутствие лепета у малыша на первом году жизни. Он не произносит звуков, не стремится копировать взрослых, подражать их жестам или произносимым словам. В более поздний период ребенок с дисфазией нередко по многу раз повторяет звуки или даже слова, но без понимания их значения, переставляет при произнесении звуки местами.
При смешанной дисфазии к этому может добавляться отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Малыш как будто не слышит слов, хотя органические и функциональные расстройства слуха у него достоверно отсутствуют. Он молчит в ответ на обращение родителей, не реагирует на их просьбы и указания, на свое имя.
Даже если ребенок с дисфазией в той или иной степени овладевает речью, при отсутствии лечения и коррекции с возрастом дефекты речевого развития имеют тенденцию к усилению и интеллектуальный разрыв со сверстниками все больше увеличивается. Страдает не только словарный запас и речевые навыки ребенка, но и его социальная адаптация, обучение, психическое развитие в целом.
Диагностика и лечение дисфазии у детей
Диагностику дисфазии принято начинать с тщательного опроса матери на предмет течения беременности и родов, а также возможных осложнений и травм, полученных ребенком в пренатальном и раннем периоде. Самому малышу нужно пройти осмотр у невролога, направленный на исследование рефлекторной деятельности и мышечного функционирования. Для обнаружения или исключения органических патологий развития мозга и признаков его травмирования используются такие методы, как МРТ и КТ. Логопедический осмотр предполагает оценку уровня развития речи, возможности звукопроизношения, особенностей и вероятных причин речевых затруднений.
В лечении дисфазии у детей обычно принимают участие невролог, логопед, детский психолог, нейропсихолог и другие профильные специалисты. Работа с ребенком выстраивается исходя из природы и характера имеющихся нарушений. Воздействие врачей направлено на «слабое звено» в развитии малыша. При дисфазии важна работа не только с ребенком, но и с его родителями, которым необходимо получить навыки, полезные в выстраивании дальнейшего взаимодействия с малышом.