Под самооценкой понимают то, что человек думает о своей личности, то, как он оценивает свои качества, достоинства и недостатки. Условно говоря, самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. От чего зависит самооценка ребенка? Какое влияние на нее оказывает семья? Ответим на эти вопросы в статье.
Возрастные особенности самооценки
Самооценка в детском возрасте является хрупкой и неустойчивой. Она часто перетекает из одной крайности в другую. Так, например, до окончания начальной школы в норме самооценка у детей несколько завышена. Они считают, что они все знают и умеют. Критическое отношение к себе еще не развито. Ближе к концу начального обучения самооценка имеет тенденцию снижаться. Когда наступает пубертатный период, подростки начинают еще больше придираться к себе, часто испытывают недовольство собственными внешними данными и особенностями характера. Самооценка становится заниженной.
Конечно, так происходит далеко не всегда. На самооценку очень сильно влияют индивидуальные особенности жизни ребенка, начиная с самого рождения. В условиях жесткой критики и отвержения со стороны родителей и у дошкольника может сформироваться низкая самооценка. Тогда как поддержка и позитивное отношение способны помочь пережить подростку трудные времена без чрезмерной самокритики.
Именно поэтому взрослым важно способствовать сохранению положительного восприятия себя у ребенка. Не стоит излишне акцентировать внимание на недостатках. Их можно мягко обсудить, не вредя возрастному представлению о себе и спокойно дожидаясь, когда период колебания самооценки закончится.
Что влияет на самооценку ребенка?
Самооценка человека не складывается «сама по себе». На нее оказывают влияние множество факторов. Самооценка формируется в социуме, при взаимодействии с другими людьми.
Как правило, самооценка человека меняется в зависимости от того, насколько успешным он чувствует себя в различных сферах жизни (в семье, в отношениях с окружающими, в учебе и т.п.). Однако основа самооценки закладывается еще в раннем возрасте под влиянием отношений с родителями (или другими лицами, осуществляющими уход за ребенком).
Затем малыш идет в детский сад. В этот момент спектр социальных влияний на его самооценку расширяется. Ребенок сталкивается с другими детьми, сравнивает себя с ними, учится взаимодействовать с социумом. Затем следует школа, где широта оценок, получаемых от сверстников и учителей, не знает границ. Это и школьные отметки, и отношение со стороны одноклассников. Таким образом, самооценка ребенка закладывается на основе мнения о нем других людей и результатов его деятельности.
На самооценку в детском возрасте влияют:
- похвала и критика от взрослых;
- самооценка самих родителей;
- характер взаимоотношений со сверстниками;
- реалистичность требований, предъявляемых к ребенку (по поводу успеваемости, поведения, спортивных или творческих достижений и т.п.);
- адекватность методов воспитания;
- темперамент.
Чем опасна неадекватная самооценка?
Как заниженная, так и завышенная самооценка негативно сказываются на качестве жизни ребенка. Негативное восприятие себя чревато такими последствиями, как:
- проблемы в построении отношений со сверстниками вследствие излишней замкнутости и отчужденности, превалирования отрицательных представлений о себе;
- неумение ставить перед собой цели и достигать их;
- низкая успеваемость;
- профессиональная неуспешность;
- высокая вероятность развития депрессии, личностных расстройств и формирования иных проблем психологического характера и др.
Для детей с завышенной самооценкой характерны следующие трудности:
- неумение выстраивать близкие отношения;
- неспособность воспринимать критику от окружающих (даже если она объективна);
- высокомерие и бестактность;
- переоценка собственных возможностей;
- неумение признавать свои ошибки;
- большая склонность к девиантному поведению и совершению правонарушений.
Как помочь ребенку повысить самооценку?
В современном мире перед родителями встает задача не просто дать ребенку воспитание, пропитание и крышу над головой. Не менее важной оказывается и забота о психологическом здоровье, важной составляющей которого является самооценка.
Прежде всего, родителям стоит проанализировать те ошибки, которые они могут допускать в воспитании. Ни гиперопека, ни чрезмерная критика, ни попустительство не идут на пользу подрастающей личности.
Когда ребенок четко знает о своих реальных качествах, которые подкрепляются поступками, его самооценка укрепляется. Пустая похвала вряд ли окажет существенное влияние на восприятие ребенком себя, а иногда может даже навредить. Когда ребенка хвалят за реальные достижения, такая похвала пойдет только во благо.
С критикой родителям также следует быть аккуратными. Не стоит допускать в подобных вопросах чрезмерности, иначе критикующий голос родителей надолго отпечатается в сознании ребенка, и в будущем это создаст немало проблем. Людям свойственно относиться к себе точно так же, как к ним относились когда-то родители.
Это не означает, что ребенка вовсе нельзя критиковать. Все должно быть в меру. Помните, что критика необходима для того, чтобы понять свои ошибки и научиться брать на себя ответственность за поступки. Важно, чтобы она была уместной и по существу, а не представляла собой придирки на пустом месте или постоянное давление на то, что ребенок не в силах изменить
Не стоит прибегать и к сравнениям ребенка с другими детьми. Каждый из нас уникален, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Адекватная самооценка формируется у ребенка тогда, когда родители относятся к нему с уважением, учитывают его мнение и право на личные границы, предъявляют к нему требования, соответствующие возрасту.
Нормализаций самооценки — процесс длительный и непростой. Если неадекватная самооценка негативно отражается на жизни ребенка, а проблему не удается решить своими силами, рекомендуется записаться на консультацию к детскому психологу.