Процесс приучения ребенка к горшку считается важным этапом не только в его развитии и взрослении, но и в формировании взаимоотношений с родителями, а также личностных особенностей в целом. Многие взрослые излишне беспокоятся, если их малыш не развивается в соответствии со сложившимися у них представлениями. Например, если его приучение к туалету происходит не так гладко, как хотелось бы. Здесь важно понимать, что темпы развития каждого ребенка строго индивидуальны, и четко разграничивать норму от патологии.
О «раннем приучении к горшку»
В настоящее время доказано, что широко распространенные методики «раннего приучения к горшку» являются малоэффективными, устаревшими и не соответствующими естественным физиологическим нормам, поскольку они не принимают во внимание степень зрелости нервной и мышечной систем младенца. В частности, это касается особенностей иннервации кишечника и мочевого пузыря ребенка в раннем возрасте. В результате формирование туалетных навыков приобретает затяжной характер и не приносит желаемого результата. Вместо этого оно вызывает у малыша лишь отторжение, что обусловлено наличием давления со стороны родителей. Возможно также и развитие соматической патологии.
Психологические последствия
Первые годы жизни ребенка психологи считают особенно важными для развития личности. Именно в этот период закладываются многие черты характера, сохраняющиеся впоследствии на долгие годы (аккуратность, любовь к порядку, скупость, упрямство, негативизм). Приучение к горшку при этом считается одним из критических, поворотных событий в жизни младенца.
Чрезмерная строгость, требовательность, нетерпеливость со стороны родителей, как и само принудительное приучение к туалету, в любом возрасте являются стрессовыми факторами для малыша. Особенно сильное негативное влияние отмечается в ситуациях, когда ребенок еще не может понимать или интерпретировать предоставляемые ему команды. Подобные методы основаны на доминировании взрослых и подавлении воли младенца. Они приводят лишь к его дальнейшему «обезволиванию», формированию характерологических расстройств и возрастанию напряженности в детско-родительских отношениях.
Физиологические проблемы
Преждевременное приучение к туалету способно приводить к развитию таких соматоневрологических дисфункций, как:
- запоры;
- энурез и энкопрез;
- гиперактивность мочевого пузыря;
- невротические реакции (тики, логоневроз и др.).
Как лучше всего приучать ребенка к горшку
О том, чего в процессе привития малышу туалетных навыков следует избегать, было сказано довольно много. Но как же выглядит успешное приучение к горшку? Прежде всего, это метод, ориентированный на ребенка. Это развитие сознательных навыков и умений, которые сосредотачиваются вокруг младенца и его потребностей. Оно должно сопровождаться позитивными переживаниями и быть увлекательным для малыша.
«Заученные», рефлекторные модели поведения, выступающие основой методик раннего научения, легко утрачиваются и забываются. В то время как ориентированный на ребенка подход предполагает соответствие степени зрелости нервной системы началу процесса формирования туалетных навыков. Тогда ребенок естественным образом развивает способность контролировать собственные сфинктеры, нервно-мышечная система управления которыми уже созрела для осуществления подобной регуляции. Он получает от этой деятельности удовольствие, приобретает уверенность в себе, чувство самоуважения. Младенец не просто вырабатывает рефлекс, он знакомится с собственным телом и своими физиологическими потребностями.
Таким образом, успешное приучение ребенка к горшку, включает в себя три аспекта:
- физиологическую зрелость (необходимый уровень развития нервной системы, созревание мышц сфинктеров);
- психологическую зрелость (понимание инструкций, наличие желания следовать им);
- эмоциональную готовность.
Исследования показывают, что здоровые дети, в среднем, достигают физиологической зрелости в период от 18 до 24 месяцев. Темпы психологического и эмоционального созревания очень индивидуальны. Если при приучении к туалету отсутствует хотя бы один из перечисленных аспектов, возможны различные нарушения и проблемы.
Готовность к обучению невозможно ускорить преждевременным его началом или высокой интенсивностью. Поэтому туалетное обучение детей не рекомендуется начинать раньше полуторагодовалого возраста. Однако до достижения этого периода ребенку уже можно демонстрировать горшок и унитаз, объясняя доступными фразами его предназначение.
При обучении начинать лучше с требования ходить в горшок «по большому». Это связано с тем, что сначала ребенок научается контролировать дефекацию, затем мочеиспускание в течение дня и, уже позже, мочеиспускание ночью.
Родителям важно понять, что овладение туалетными навыками — это длительный и постепенный процесс. Не следует ругать ребенка за промахи. Сначала необходимо объяснить (и, возможно, даже продемонстрировать), что именно и как нужно делать. Однако дальнейшие шаги будут зависеть от заинтересованности и мотивации самого малыша. Поэтому следует поощрять и хвалить его за его достижения на этом нелегком пути, закрепляя успехи.
Затягивать с обучением до возраста, превышающего 2 года, также противопоказано. Если к этому моменту ребенок так и не начинает хотя бы периодически пользоваться горшком, требуется консультация врача-педиатра и невролога.
Признаки готовности
Можно выделить следующие признаки готовности ребенка к обучению туалету:
- сухость подгузников на протяжении более двух часов (днем);
- регулярность и предсказуемость актов дефекации;
- наличие навыков самостоятельного хождения и высаживания на горшок;
- демонстрация ребенком независимости путем использования слова «нет»;
- понимание инструкций и готовность следовать им;
- присутствие у малыша фразовой речи, состоящей из двух слов и более;
- наличие знания и понимания, для чего нужен горшок;
- умение сигнализировать о своих потребностях с помощью жестов или слов;
- навыки самостоятельного снимания подгузников, трусов или колготок при использовании горшка;
- демонстрация нежелания ходить в испачканных подгузниках;
- проявление интереса к подражанию поведению взрослых в туалете.