По данным статистики ВОЗ, распространенность умственной отсталости среди мирового населения варьирует от 1% до 3%. Чем глубже выражена патология, тем раньше она выявляется у ребенка. Наиболее часто этот диагноз ставят в возрасте 7-12 лет. В дальнейшем он редко пересматривается и зачастую оказывается сопряженным с высокими рисками инвалидизации.
Что такое умственная отсталость?
Умственной отсталостью называют задержку или неполноценность развития психики, при которой прежде всего отмечается нарушение способностей, формирующихся в периоды созревания и ответственных за общий уровень интеллекта.
Под интеллектом здесь понимается совокупность умственных, речевых, двигательных и социальных способностей.
Получается, что под термином «умственная отсталость» подразумевают целую группу нарушений интеллектуального развития, которые могут иметь самое разное происхождение и разнообразную симптоматику. Это состояние, при котором достижение нормального развития для психики невозможно.
Характерной особенностью умственной отсталости выступает тотальность недоразвития психики: недостаточно сформированными являются все психические процессы и функции. В первую очередь очевидны нарушения когнитивного развития (мыслительной деятельности, речи), но и остальные компоненты психики (эмоциональность, моторные навыки, особенности личности) в той или иной степени недоразвиты. Такие дети плохо поддаются обучению.
Умственная отсталость может сопутствовать иным психическим и физиологическим патологиям или же развиваться в качестве самостоятельного нарушения. Однако, в целом, исследования показывают, что умственно отсталые лица примерно в 3-4 раза больше подвержены психическим расстройствам в сравнении с общей популяцией.
У таких людей, как правило, всегда наблюдаются нарушения адаптации. Но при этом комфортные социальные условия с обеспечением поддержки создают возможность для лиц с легкой степенью отсталости сохранить приемлемый уровень адаптированности. Вместе с тем, у пациентов могут иметься значительные нарушения интеллектуальных способностей, но сохраняется высокая продуктивность в отдельных сферах (к примеру, при выполнении несложных зрительно-пространственных упражнений).
При глубокой умственной отсталости больные оказываются фактически беспомощными, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Таким образом, прогнозы для ребенка при умственной отсталости зависят не только от уровня общего интеллекта, но и от таких факторов, как эмоциональность, влечения, поведение, речь, социальные способности и др.
Психологические особенности
Дети с умственной отсталостью имеют свои психологические особенности, которые затрудняют их обучение и социальную адаптацию. Конечно, не все эти особенности могут быть явно выражены у конкретного ребенка. Однако какую-то часть из них всегда можно обнаружить, и это необходимо учитывать при взаимодействии с таким ребенком.
- Ограниченность эмоциональных переживаний интересами, которые непосредственно относятся к самому ребенку. Чем глубже умственная отсталость, тем большее количество желаний направлено на удовлетворение базовых потребностей (чувства голода и т.п.).
- Редкость проявлений недовольства собой и чувства вины.
- Нехватка волевых способностей (легкая внушаемость, пассивная подчиняемость, импульсивность).
- Рассеянность и неусидчивость.
- Отсутствие или недостаток способности анализировать информацию, осуществлять логические умозаключения.
- Долгое и тяжелое привыкание к новой обстановке и новым людям.
Причины умственной отсталости
Несмотря на то, что единогласного мнения по поводу причин и механизмов развития умственной отсталости в современной науке пока еще не существует, большинство ученых убеждены, что основной вклад в эту патологию вносит органическое повреждение мозговой коры. Ее изменения наблюдаются при этом на многих участках и способны приводить к нарушению строения коры и ее функций. Диффузные трансформации коры, кроме того, могут сочетаться с локальными поражениями, иногда затрагивающими и нижележащие подкорковые структуры.
К такому повреждению коры головного мозга приводят:
- генные мутации;
- расстройства нервной системы;
- вирусные инфекции, перенесенные во внутриутробном периоде или после рождения;
- травмирование во время родового процесса;
- недоношенность;
- энцефалопатия;
- заболевания головного мозга, характерные для новорожденных;
- воспалительные процессы в нервной системе;
- черепно-мозговые травмы;
- опухоли и др.
Коррекция умственной отсталости
Развитие человека является процессом, длящимся большую часть жизни, поэтому немаловажную роль в адаптации ребенка с умственной отсталостью играет внешняя среда (качество и условия жизни, получение необходимой помощи, социальная поддержка).
Детям с умственной отсталостью сложно справляться с учебными нагрузками. Из-за наличия когнитивного дефицита они чувствуют себя «неполноценными», не стремятся к участию в жизни здоровых подростков, затрудняются в построении социальных контактов. Если не предпринимать никаких мер, степень уже имеющейся социально-педагогической запущенности будет только увеличиваться. В результате отсутствие необходимого психиатрического лечения и наблюдения, низкий уровень образования, плохие условия жизни, неспособность систематически трудиться, потеря контактов с близкими создают опасность формирования асоциального стереотипа поведения и склонности к совершению противоправных деяний.
Чтобы этого не произошло, необходимо создать для ребенка условия, в которых он, несмотря на наличие имеющихся затруднений, будет чувствовать себя комфортно и уверенно, что позволит ему реализовывать свой потенциал.
Возможности коррекции и конкретные меры во многом определяются степенью умственной отсталости и индивидуальными особенностями ребенка. Обычно необходим комплексный подход. Диагноз умственная отсталость устанавливается врачом-психиатром. В дальнейшем к терапии подключаются такие специалисты, как невролог, логопед-дефектолог, эндокринолог, психолог и др.