Проблема психического здоровья выступает объектом исследований ученых из разных стран. В настоящее время отмечается значительный рост числа детей, имеющих психические заболевания, в том числе легкие формы интеллектуальной недоразвитости. По данным статистики, с каждым десятилетием их становится на 10-15% больше. Рассмотрим, что такое психическое здоровье, как оно зависит от отношений в семье и иных факторов.
Что такое психическое здоровье?
Согласно положению ВОЗ, здоровьем называют не просто отсутствие болезней, а, скорее, такое состояние, когда человек испытывает полное физическое, психическое и социальное благополучие.
При этом считается, что психически здоровый человек способен справляться с типичными жизненными стрессами. Он активно реализует собственный потенциал, является социально адаптированным, может продуктивно работать и приносить пользу своему сообществу.
Психическое здоровье ребенка во многом зависит от того, как протекает его развитие. Можно считать, что ребенок развивается нормально, если:
- основные психические функции (такие, как моторика, речь, социальное поведение) формируются своевременно, т.е. если их развитие не отстает от такового у сверстников в среднем;
- эти функции развиты равномерно;
- по мере развития эмоциональная сфера ребенка становится все более и более зрелой;
- он стремится к взаимодействию с другими и с миром.
Таким образом, критериями психического здоровья можно считать:
- соответствующую возрасту эмоциональность (ребенок способен адекватно выражать свои эмоции в разнообразных жизненных ситуациях);
- психоэмоциональную устойчивость;
- интеллектуальность (способность усваивать информацию, перерабатывать ее и использовать, опираясь на полученные знания, умственная работоспособность);
- адаптированность к внешней среде (например, к учебной деятельности и другим социальным ситуациям);
- определенные личностные характеристики (осознание себя как личности, здоровая самооценка, стремление к самопознанию и самореализации);
- отсутствие психических расстройств.
На основании перечисленных критериев выделяют четыре категории психического здоровья:
- первая категория — полностью здоровые и оптимально адаптированные дети;
- вторая категория — здоровые дети, имеющие некоторые затруднения с адаптацией и/или легкие функциональные нарушения, возникающие как нормальные ситуационные реакции; кроме того, к данной категории относят детей, имеющих отягощенный анамнез и высокие риски развития психических расстройств;
- третья категория — дети, имеющие значительные адаптационные затруднения, которые сопровождаются наличием относительно стабильных симптомов и стойких нарушений состояния психического здоровья (наблюдаемых от полугода и дольше);
- четвертая категория — дети с нарушением адаптационных механизмов, имеющие невротические, неврозоподобные, патохарактерологические и иные психические расстройства.
Причины появления психических нарушений и отклонений в развитии
Нарушения в развитии психики ребенка могут возникать по различным причинам, поскольку их спектр достаточно широк. Так, помимо задержек развития в него также включены такие расстройства, как умственная отсталость, шизофрения, аутизм и др.
Как правило, свой вклад в патологию вносят как биологические, так и социальные факторы, в частности:
- инфекционные заболевания;
- перинатальные травмы;
- органические причины;
- интоксикации;
- наследственная предрасположенность;
- асоциальный образ жизни семьи;
- депривации в раннем возрасте;
- чрезмерно жесткое или, напротив, попустительское воспитание;
- социально-педагогическая запущенность;
- стрессы;
- длительное психическое перенапряжение;
- низкие социально-экономические условия жизни;
- алкоголизация, употребление психоактивных веществ.
Психическое развитие ребенка — это, в целом, неравномерный процесс. Он характеризуется скачкообразностью, наличием определенных кризисов развития. В норме ребенок преодолевает эти кризисы, благодаря чему на каждой из стадий развития формируются новые функции и качества, которые личность вбирает в себя. Однако если преодолеть кризис у ребенка по каким-то причинам не выходит, возникают различные нарушения психического развития.
- Примером такого кризиса выступает кризис трех лет. Это возраст, когда ребенок становится все более активным, автономным, независимым от мамы. Но, в то же время, ему важно, чтобы мама при необходимости всегда была рядом. Успешность преодоления ребенком этого кризиса зависит от того, способна ли мать, с одной стороны, предоставить ребенку достаточную автономию, а с другой — поддержку.
- Не менее богат трудностями и кризисами подростковый возраст. Это время формирования устойчивых форм поведения, черт характера, время становления личности. Основной конфликт здесь разворачивается между стремлением к независимости и необходимостью подчинения социальным нормам и взрослым.
Важно понимать, что сам по себе кризис является частью нормального развития, а не какой-либо патологией. Так, в кризисные периоды у детей может ухудшаться поведение. Они становятся упрямыми, неуправляемыми. Но это преходящий феномен. И если кризис будет преодолен, имеющие симптомы пройдут. От того, как ребенок преодолеет кризис и какие новообразования в психике приобретет после него, будет зависеть его психическое развитие.
Нередко преодолению кризиса ребенком мешают ошибки в воспитании. В частности, это касается неуравновешенности отношений с ребенком, когда чрезмерная строгость то и дело сменяется такой же чрезмерной нежностью, избалованность сосуществует рядом с требовательностью. Детскую психику потрясают происходящие перемены. Возникает психическое перенапряжение. То же самое касается и случаев, когда отец ребенка является слишком строгим, а мать — очень ласковой.
Не менее травмирующими для детей могут быть ситуации, когда они становятся свидетелями ссор, а тем более драк, между родителями. Когда они оказываются вовлечены в семейные конфликты, когда к ним применяют насилие, грубое отношение, обесценивание и т.п.
Таким образом, плохие отношения в семье очень часто становятся причиной ухудшения психического здоровья детей и подростков. Поэтому особое внимание рекомендуется придавать созданию в семье атмосферы, благоприятной для здорового развития ребенка. А именно: коррекции воспитательных мер, улучшению взаимопонимания и коммуникации между членами семьи, модификации способов взаимодействия с ребенком. Гораздо эффективнее делать это вместе с детским психологом, который поможет разобраться в причинах проблем и, отталкиваясь от этого, наметит стратегию изменений.