Социофобией называют постоянный и устойчивый страх испытать при взаимодействии с другими людьми такие чувства, как стыд, смущение, унижение. Из-за этого ситуации, способные вызвать подобные эмоции, избегаются. Человек начинает сторониться других людей, боится общаться с ними. От социофобии могут страдать как дети, так и подростки, и взрослые. Но как отличить обычную стеснительность от расстройства? Попробуем ответить на этот вопрос в данной статье.
Социофобия: описание расстройства
По данным статистики, в развитых странах среди детей, имеющих какие-либо психические патологии, примерно половина случаев приходится на тревожные расстройства. К этой группе заболеваний относится и социофобия. Исследования показывают, что в возрастном периоде от 15 до 23 лет это расстройство диагностируется у 15% населения.
Однако невзирая на то, что социальная фобия у детей и подростков встречается так часто, нередки истории, когда она в течение многих лет остается незамеченной взрослыми и недиагностированной. Так, согласно другому исследованию, с момента появления первых симптомов до обращения к специалистам может пройти 13 и более лет.
Вместе с тем, социофобия сопровождается наличием множества разнообразных по своему конкретному содержанию страхов, связанных с социальными ситуациями (беседой, совершением каких-либо действии в присутствии других и т.п.). Обычно эти страхи довольно сильно эмоционально нагружены и доставляют ребенку существенный дискомфорт, осложняя построение межличностных отношений и учебу, препятствуя социальной адаптации в будущем. При отсутствии коррекции расстройства у ребенка может развиться избегающий образ жизни, влекущий за собой последующую изоляцию от социума.
Механизм развития социофобии
Как правило, социофобия начинает формироваться еще в раннем возрасте (в 50% случаев — до 11 лет). Причины ее развития у детей различны.
В подростковом возрасте риски появления расстройства повышаются в связи с некоторыми особенностями, характерными для данного периода жизни. Так, известно, что незрелым личностям свойственно придавать чрезмерно высокую значимость ситуациям, вызывающим страх, и прокручивать в голове все реальные и потенциально возможные сложности, с которыми они могут в них столкнуться.
Кроме того, многие подростки убеждены, что окружающие (а особенно сверстники) относятся к ним с повышенным вниманием и настроены довольно критично. Самооценка подростков крайне нестабильна. Они преувеличивают даже мельчайшие признаки неодобрения, потому что сами не удовлетворены своим «несовершенством», несоответствием их реального образа сформировавшемуся идеалу.
В результате возникает постоянное тревожное ожидание негативной оценки со стороны других людей. В пубертате дети с особой настороженностью наблюдают за тем, какое впечатление они производят на свое окружение. Они боятся, что их волнение заметят, их осмеют, будут критиковать и издеваться над ними.
Такое стремление произвести хорошее впечатление наряду с преувеличением собственных ошибок и недостатков приводит к формированию устойчивого страха социального взаимодействия и избегающего поведения.
К числу факторов, вносящих свой вклад в развитие социофобии, также можно отнести:
- дефицит «живого» общения, преобладание его виртуальных форм;
- детские психотравмы (буллинг, конфликты);
- индивидуальные особенности личности ребенка (например, меланхолический темперамент);
- особенности воспитания (чрезмерная требовательность, строгость и т.п.);
- наследственная предрасположенность (наличие расстройств тревожного спектра у родителей).
Симптомы социофобии у детей и подростков
В качестве первых симптомов социофобии в детско-подростковом возрасте может рассматриваться сильное ощущение беспокойства перед посещением школы и других общественных мест.
Социальные ситуации, вызывающие страх, могут быть самыми разнообразными. Одни дети сильно нервничают по поводу устных ответов у доски, другие боятся общаться со сверстниками, третьи — не могут принимать пищу в общественном месте.
Так, например, одной из вариаций расстройства выступает школьная фобия, которая развивается с началом обучения. Из-за имеющегося беспокойства ребенок начинает активно избегать провоцирующих его ситуаций, изолируясь от взаимоотношений и учебной деятельности.
Если же сильное беспокойство вызывают практически все ситуации, предполагающие общение с другими людьми, это может указывать на генерализованную форму социофобии. Многие подростки при этом осознают избыточность и беспричинность своих страхов. Однако это не облегчает их преодоление.
Помимо интенсивного страха и избегающего поведения, выделяют следующие симптомы социофобии:
- физические проявления (покраснение кожи, потливость, тремор конечностей, чувство тошноты, учащение сердцебиения, сбивчивость речи);
- панические атаки (в ситуациях сильного стресса);
- избыточная озабоченность своим внешним видом, чрезмерные попытки впечатлить окружающих;
- навязчивые мысли по поводу ситуаций, вызывающих страх, бесконечное проигрывание в голове возможных сценариев их развития;
- заниженная самооценка;
- избегание взгляда в глаза собеседнику.
Норма или патология?
Некоторые дети бывают малообщительными, стеснительными, неразговорчивыми сами по себе. Но это еще не означает, что у них имеется социофобия.
Чтобы говорить о наличии данного расстройства, ключевые его симптомы должны наблюдаться, как минимум, в течение шести месяцев и быть достаточно интенсивными, доставляющими ребенку дискомфорт и приводящими к серьезным нарушениям в важных жизненных сферах.
Лечение и помощь ребенку с социофобией
Как правило, социофобию у детей лечат посредством психотерапии. Такую психотерапию проводит детский психолог. Тяжелые формы расстройства иногда требуют назначения медикаментозной поддержки и обращения к врачу-психиатру.
Чаще всего психические проблемы у ребенка указывают на несостоятельность системы семейных взаимоотношений в целом. Поэтому родителям в подобных ситуациях всегда рекомендуется пройти семейную психотерапию. Специалист поможет скорректировать подход к воспитанию и объяснит, как лучше всего взаимодействовать с ребенком, имеющим социофобию.