Алалией называют одну из стойких и тяжелых форм речевой патологии. Многие малыши, страдающие от алалии, в конце концов остаются неспособными овладеть языком. К периоду, когда необходимо поступать в школу, они почти не умеют говорить.
Что такое алалия?
Алалия представляет собой системное речевое недоразвитие у детей, характеризующееся нарушением всех компонентов речи при сохранном интеллекте и слухе. Искажается ее фонетико-фонематический и лексико-грамматический строй. При алалии зачастую наблюдаются и неречевые синдромы, в частности:
- моторный (когда страдают движения и координация);
- сенсорный (если искажаются чувствительность и восприятие);
- психопатологический.
Такое сложное переплетение языковых и неязыковых патологий негативно влияет не только на процессы коммуникации. Вследствие этого также страдает развитие умственной деятельности и личности в целом. Возникают существенные ограничения, связанные с обучением и социализацией ребенка.
Виды алалии
В зависимости от характера нарушений можно выделить несколько разновидностей данной патологии.
- Моторная алалия. Характеризуется нарушением формирования экспрессивной речи, речевого праксиса и артикуляции. Вместе с тем, восприятие чужих слов остается не затронутым. Известно, что дети с моторной алалией часто являются левшами.
- Сенсорная алалия. В данном случае, несмотря на хороший слух, у ребенка нарушается понимание чужих слов. В результате собственная речь также оказывается недоразвитой. Однако это недоразвитие вторично. В первую очередь страдает анализ воспринимаемых звуков, в том числе и речи, которую слышит ребенок. У него не формируется связей между звуковыми образами и обозначаемыми с помощью них предметами. Ребенок отлично слышит, что ему говорят, но ничего не понимает. Это явление называется слуховой агнозией.
- Смешанная алалия. При смешанной форме отмечается сочетание моторных и сенсорных нарушений.
Кроме того, в зависимости от тяжести патологии различают несколько степеней алалии.
- При легкой степени нарушения относительно незначительны. Хотя речь постепенно искажается, она все же развивается самостоятельно после 3-4 лет.
- При тяжелой степени ребенок совсем не использует речь до возраста 10-12 лет. Позднее он может лишь не в полной мере овладеть ей при наличии систематической помощи.
Между двумя этими крайними формами алалии также существует множество промежуточных вариантов.
Признаки алалии у детей
Симптомами моторной алалии являются:
- задержка формирования речевых умений (трудности произношения звуков, частое искажение слов с пропуском или добавлением слогов, переменой их мест и заменой сходными по звучанию);
- ухудшение памяти (особенно плохо малыш запоминает звуки);
- обеднение словарного запаса, частое непонимание значения тех или иных слов;
- составление предложений преимущественно из 1-3 слогов с преобладанием существительных в именительном падеже (без использования других частей речи);
- отсутствие речи, замена ее звукоподражанием или лепетом, дополняемыми активной жестикуляцией (при тяжелых формах);
- нарушение координации движений (частые падения);
- недоразвитие мелкой моторики (ребенку с трудом удается выполнять такие задачи, как застегивание пуговиц, собирание мозаики);
- проблемы с концентрацией внимания;
- чередование периодов чрезмерной активности с периодами заторможенности, что приводит к снижению усидчивости и работоспособности.
Сенсорную алалию у детей можно распознать по следующим проявлениям:
- логорея (неосознанная речь ребенка, представляющая собой набор звуков, слогов, а иногда и отдельных слов);
- непонимание речи (в тяжелом случае) или восприятие лишь отдельных слов и фраз;
- задержки интеллектуального развития, сопровождаемые вторичными нарушениями психики и поведения.
Механизм и причины развития алалии
В настоящее время механизмы возникновения алалии еще не до конца изучены. Среди специалистов существуют разные точки зрения. Одни связывают это расстройство с нарушениями моторной деятельности. Другие считают, что его причина кроется в психической патологии. Третьи убеждены, что виной всему избирательная недостаточность в овладении языком как специфической системой символов и знаков. Несмотря на значимые различия в позициях исследователей, все они согласны с тем, что в своей основе формирование алалии обусловлено органической недостаточностью мозга.
Таким образом, причины развития алалии могут быть различными, например:
- интеллектуальная недостаточность;
- следование искаженному речевому образцу (например, при подражании неправильному произношению взрослых);
- неблагоприятные социальные условия в семье;
- недостаток внимания и памяти;
- повреждения речевых центров мозга;
- нарушение функций зрительных и слуховых анализаторов;
- внутриутробные патологии (выраженный токсикоз, гипоксия, инфекционные и хронические заболевания у матери, наличие вредных привычек);
- раннее родоразрешение;
- черепно-мозговые травмы;
- асфиксия.
В особенности, ученые подчеркивают роль родовых травм и асфиксии. Довольно часто они выступают следствием внутриутробной патологии, сопровождаемой возникновением хронического кислородного голодания и функциональным снижением активности дыхательного центра. В результате в нервной системе ребенка нарушаются ассоциативные связи, которые обеспечивают становление высших психических функций человека, таких как речь.
Диагностика и лечение алалии
При наличии любых нарушений речи следует пройти обследование у невролога, отоларинголога, детского психолога и логопеда. Распознать алалию порой бывает очень непросто, поскольку требуется ее дифференциальная диагностика с тугоухостью и различными психическими нарушениями. Нередко для того, чтобы верно установить диагноз, необходимо наблюдение за ребенком в течение нескольких месяцев и проведение специальных инструментальных исследований.
Обычно алалия требует достаточно долговременной и сложной коррекции. Конкретные методы лечения зависят от степени выраженности патологии, ее причин и имеющихся симптомов. По результатам обследования, ребенку могут быть назначены лекарственные препараты и физиопроцедуры, направленные на стимуляцию работы головного мозга. Кроме того, малышу с алалией рекомендованы регулярные занятия с психологом и логопедом, массажи и ЛФК.