С одной стороны, характер представляет собой относительно постоянное образование. Некоторые его черты можно обнаружить у детей уже в раннем возрасте. С другой стороны, в отличие от темперамента, в определенной степени характер продолжает меняться на протяжении всей жизни.
Огромное влияние на формирование и развитие характера ребенка оказывает его общение с окружающими (и, в особенности, значимыми) людьми. В своих поступках и формах поведения малыш во многом копирует взрослых. Он перенимает их привычки и поведение с помощью эмоциональных подкреплений и прямого научения через подражание.
Известный психолог, Эрик Эриксон, считал: несмотря на то, что основы характера закладываются в детстве, он все же сохраняет способность меняться на каждом этапе жизни. Ученый предложил разделить жизненный цикл человека на восемь стадий, последовательно сменяющих друг друга. Переход от одной стадии к другой всегда сопровождается кризисом возрастного развития. От того, как человек проходит этот кризис, зависит то, какие черты характера в итоге он приобретет.
Подробно рассмотрим пять стадий, выпадающих на детский и подростковый период.
Младенчество
Данная стадия является крайне важной, поскольку она связана с формированием основ здоровой личности в виде чувства базового доверия к миру. Главное условие выработки такого чувства — это способность родителей организовать жизнь малыша таким образом, чтобы у него появилось ощущение надежности, последовательности и предсказуемости окружения. В этом случае ребенок сможет выдерживать разлуку с матерью без чрезмерной тревоги и страданий, связанных с отделением от нее. Он приобретет такие черты характера, как надежда и оптимизм.
Если же мать оказывается ненадежной, несостоятельной и склонной к отвержению младенца, в его характере закладываются подозрительность, замкнутость, недоверие и тревожность.
Раннее детство
Эта стадия начинается с годовалого возраста и продолжается примерно до трех лет. Ребенок растет, становится все более самостоятельным. Он осваивает целый ряд действий: научается ходить, говорить, пользоваться горшком, умываться и есть.
Поощрение такой самостоятельности в разумных пределах способствует обретению ребенком автономии. В этот период он впервые сталкивается с нормами и требованиями общества, на конкретных примерах постигает такие категории, как «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», «добро» и «зло». Если кризис разрешается успешно, у малыша закрепляются навыки самоконтроля и волевые качества личности.
Если родители чрезмерно опекают ребенка или имеют завышенные ожидания на его счет, он становится слабовольным, неуверенным в себе, склонным к сомнениям и переживанию чувства стыда за собственные проявления.
Дошкольный возраст
По-другому данный период еще называют «возрастом игры». Он длится приблизительно с трех до шести лет. У ребенка появляется интерес к различным трудовым занятиям. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, решать жизненные задачи. Обретает новые навыки. Вместе с тем возрастает и его ответственность: за себя, за младших членов семьи и питомцев. В это время игра является важной частью жизни. Она позволяет малышу воссоздавать, исправлять и предвосхищать события.
При поощрении родителями энергичных и самостоятельных начинаний ребенка, стимулировании его любознательности и фантазии, развивается инициативность, активность, предприимчивость, творческие способности. Расширяются границы независимости. Малыш научается идентифицировать себя со значимыми людьми, легко поддается воспитанию и обучению. Он добровольно принимает на себя социальные нормы и запреты, учится самоограничению.
Если же родители, напротив, будут жестко подавлять ребенка, ограничивать его свободу выбора, контролировать и наказывать, у него разовьется чрезмерное чувство вины, следствием которого выступают пассивность, скованность и неспособность к продуктивному труду.
Школьный возраст
Соответствует периоду 6-12 лет, который связан с поступлением в школу и систематическим обучением. Для ребенка на данном этапе важно научиться завоевывать признание с помощью полезных и нужных дел. Главный вопрос, на который он пытается найти ответ, звучит так: «А способен ли я?». Он стремится узнать, как устроен мир. Осваивает правила осознанной дисциплины, готовится ко взрослой жизни. Закладываются основы трудолюбия, стремления к достижению. Помимо этого, ребенок должен обрести важные умения, связанные с социализацией: навыки кооперации, сотрудничества и здорового соперничества.
Школьников необходимо поощрять к мастерству, рукоделию, готовке. Обязательно хвалить за достигнутые результаты, приучать доводить начатые дела до конца. Это благоприятно скажется на формировании чувства компетентности, умелости, уверенности в своих навыках и способностях.
Но если взрослые будут воспринимать занятия и увлечения ребенка как «баловство», якобы отвлекающее его от «серьезных дел», если они предъявляют к нему завышенные или заниженные требования, вполне возможно, что у него разовьется комплекс неполноценности, сопровождающийся чувством некомпетентности, сомнениями в собственных способностях и статусе, занимаемом среди других детей.
Юность
По Эриксону, период юности длится с 12 до 20 лет. Это второй этап, связанный с развитием автономии. Время, когда подростки бросают вызов требованиям родителей и общественным нормам. На их горизонте теперь возникают новые социальные роли. Формируется отношение к миру, личные идеалы и ценности. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я есть?» и «Какой я?».
Задача данной стадии заключается в том, чтобы соединить все имеющиеся представления о самом себе в целостный образ. Если подростку это удается, то по выходу из кризиса он обретает верность себе и своим принципам, способность делать собственный выбор, при этом соблюдая общественные устои и правила.
Если идентичность остается неинтегрированной, возникает чувство неопределенности, бесполезности, душевного разлада, что нередко приводит к делинквентному поведению.
Как было сказано выше, характер ребенка может меняться в течение жизни. И если на какой-то из стадий развития что-то пошло не так, не отчаивайтесь. Обратитесь за помощью к детскому психологу.