Адаптация к школе — это актуальная проблема не только для первоклассников. Для многих школьников сентябрь является очень кризисным периодом. Казалось бы, совсем недавно ребенок целых три месяца отдыхал. А значит, теперь у него должно быть полно сил на достижение школьных успехов. Но на деле довольно часто в начале учебного года родители сталкиваются с угнетенным состоянием, усталостью и даже физическим недомоганием у детей.
Тогда, как правило, все списывается на обыкновенную «лень» и отсутствие желания учиться. Но это неправильный подход. Скорее, нужно попробовать понять, почему так происходит? Попытаться отыскать конкретные причины, которые могут лежать как в области физического здоровья ребенка, так и иметь психологические предпосылки.
Сколько времени необходимо на адаптацию?
Наверняка вы и сами замечали, как сложно бывает после длительного отпуска приступить к выполнению рабочих задач. Точно так же ребенку после каникул необходимо определенное время для адаптации и перестройки привычного режима дня. Сколько конкретно времени потребуется — это вопрос индивидуальный. Однако все же имеются некоторые закономерности:
- младшие школьники обычно адаптируются дольше всего (в течение 1,5-3 месяцев);
- ученики средней школы — около 1 месяца;
- старшеклассники — примерно 2-3 недели.
Если же период адаптации затягивается, рекомендуется обратиться к детскому психологу.
Чем могут помочь родители?
Возврат к учебному режиму — дело непростое. Сделать период адаптации ребенка к школе после каникул менее проблемным и болезненным родителям поможет ряд рекомендаций, перечисленных ниже.
Восстановление режима дня
Распорядок дня в летний период часто становится более расслабленным. Особенно это касается режима сна. Ребенок позже просыпается и позже отходит ко сну. Перед началом учебного года следует заблаговременно приступить к восстановлению прежнего режима, чтобы организм ребенка привыкал к изменениям постепенно.
Организация питания
Активная умственная деятельность в школе требует от ребенка значительных затрат энергии и сил. Его питание должно быть достаточным и разнообразным. Необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество таких веществ, как:
- магний (гречневая крупа, бананы, орехи, какао);
- холин и лецитин (молочная продукция, яйца, печень, рыба).
В случае непереносимости данных продуктов возможно использование пищевых добавок. Однако перед их применением обязательна консультация у эндокринолога.
Внимание, забота и поддержка
Старайтесь быть терпимыми к состоянию ребенка в начале учебного года. Примите тот факт, что ему необходимо время, чтобы войти в школьный ритм. Сохраняйте спокойствие и поддерживайте вашего малыша вместо того, чтобы обвинять или ругать.
В период адаптации откажитесь от критики. Почаще спрашивайте у ребенка, как прошел его день, что нового сегодня он узнал. Создайте атмосферу успеха вокруг малыша. Старайтесь отмечать его достижения, повышая самооценку. Если в школе ребенок будет чувствовать себя успешным, то это существенно усилит его интерес к занятиям. Тогда дополнительной мотивации для учебы не потребуется.
Постепенное увеличение нагрузки
Помните, что ребенку нужно привыкнуть к увеличению умственных нагрузок в сравнении с летними месяцами. Перед началом учебы в течение нескольких недель рекомендуется выделять время для обучающих игр, чтения книг и подобных занятий. Тогда первая неделя в школе не будет для ребенка такой трудной.
Не следует перегружать школьника в первый месяц учебы дополнительными кружками и секциями. Лучше всего вводить их, начиная со второго месяца, так ребенку будет проще адаптироваться к новому распорядку дня. При этом внешкольная деятельность не должна быть чрезмерно активной. Ребенку также необходимо время на игру, отдых и восстановление сил. Слишком высокие нагрузки оказывают негативное влияние на неокрепшую нервную систему детей. Особенно чувствительными в этом отношении являются младшие школьники.
Повторение материала
Если на протяжении летних каникул дети продолжают выполнять на дому задания, направленные на повторение изученных тем, то влиться в учебный процесс в сентябре им гораздо проще. Все дело в том, что такой подход позволяет поддерживать в тонусе навыки обучения.
Формирование интереса
В тех случаях, когда в новом учебном году у ребенка появляются незнакомые ему прежде школьные предметы (такие как история, химия, физика и т.п.), можно пойти на опережение и попробовать заранее сформировать интерес к данным дисциплинам. Расскажите интересный факт из новой области знания, проведите вместе какой-нибудь показательный опыт или эксперимент. Не забывайте при этом про соблюдение техники безопасности.
Контакт с классным руководителем
Установите контакт с классным руководителем и поддерживайте его, периодически интересуясь тем, как чувствует и ведет себя ребенок в школе. Бывает так, что нежелание идти в школу связано вовсе не с учебой и оценками, а, скорее, с атмосферой в школьном коллективе. Например, с трудностями во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками. В сотрудничестве с классным руководителем решать такие проблемы можно более эффективно.
Позитивные ожидания
Вселяйте в детей оптимизм и позитивные ожидания в отношении будущего:
- Обсудите, чем вы займетесь на следующих каникулах. При этом выслушайте желания самого малыша.
- Или перед походом в школу спросите ребенка, что бы он хотел поделать после уроков, и предоставьте ему возможность исполнить свое желание.
Укрепление иммунитета
Начало осени — это период возрастания показателей распространенности вирусных и инфекционных заболеваний среди детей. В это время особое внимание рекомендуется уделить укреплению иммунной системы ребенка. Хорошими помощниками в этом станут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, закаливание и правильное питание. В случае дефицита полезных веществ по результатам анализов эндокринолог может назначить прием специализированных витаминных комплексов.