Бывают ситуации, когда ребенок, казалось бы, без всяких видимых причин вдруг резко меняется. Например, прежде послушный малыш резко становится капризным и требовательным. Или подросток, бывший раньше очень общительным, неожиданно замыкается в себе. Некоторые родители предпочитают закрывать глаза на подобные изменения, надеясь, что со временем все пройдет само. Другие приписывают изменившееся состояние болезни и ходят с ребенком по различным врачам, пытаясь найти причины. Третьи же считают, что виной всему стресс. И все из них по-своему могут быть правы.
Резкие внезапные изменения в поведении и личности ребенка бывают связаны как с прохождением нормативных кризисов развития, так и со стрессом и разнообразными болезнями. Но как отличить одно от другого? Как понять, что на самом деле происходит с ребенком? К какому специалисту обратиться за консультацией?
Когда изменения — признак стресса
О том, что внезапные изменения ребенка являются признаками, сигнализирующими о переживании им стресса, можно говорить, если:
- они длительны (не исчезают на протяжении недели и более);
- такие проявления не характерны для сверстников, в подобных ситуациях они ведут себя по-другому;
- это поведение обычно встречается у детей более младшего возраста (наблюдается как бы частичный регресс к предыдущей стадии развития, к примеру, ребенок вновь начинает сосать палец или мочиться в постель);
- изменения доставляют дискомфорт самому ребенку, тревожат его, вынуждают поменять распорядок жизни.
Симптомы стресса у детей
На стресс у младенцев (до двух лет) указывают следующие признаки:
- чрезмерная раздражительность;
- отказ от питания;
- нарушения сна.
Его причины обычно связаны с болезнью близких или разлукой с ними, а также с изменениями в распорядке дня, проблемами в жизни родителей (например, депрессией, потерей работы или разводом).
У малышей постарше (2-4 года) симптомами стресса считаются:
- регрессивные проявления в поведении;
- большое количество страхов;
- агрессивность;
- частые эпизоды плохого настроения;
- появление тиков и заикания;
- гиперактивность;
- слезливость в ответ на все новое.
В качестве причины стресса часто выступает необходимость разлуки с близкими, например, при поступлении в детский сад, а также различные изменения, происходящие в привычном ритме жизни ребенка, и впечатления, полученные в реальной жизни или при просмотре телевизора.
У детей от четырех лет и старше появляются такие симптомы, как:
- боли и расстройства (в том числе рвота), которые нельзя объяснить объективными органическими причинами;
- излишняя озабоченность состоянием своего здоровья;
- отказ идти в школу или в детский сад, на прогулки с другими детьми;
- сильное стремление ребенка доказать родителям, что он хороший;
- тревоги и страхи, появляющиеся без причины;
- тики;
- нарушения питания и сна;
- снижение самооценки;
- проблемы с успеваемостью.
Причинами стресса у детей этой возрастной категории в большинстве случаев являются отношения в семье, в детском саду, школе, на площадке, во дворе. В основе конфликтов обычно лежит конкуренция, обиды, применение насилия, игнорирование успехов или получение незаслуженного наказания.
Помощь ребенку при стрессе
Действия, направленные на помощь ребенку в состоянии стресса, будут различными в зависимости от возраста и причин, вызвавших его.
- Так, если стресс у малыша спровоцирован изменениями в распорядке дня, то необходимо постараться вернуть прежний режим, привычный для ребенка.
- Для детей любого возраста окажутся полезными игры, помогающие снять стресс и разрядить напряжение (подвижные игры, рисование и любые занятия, подразумевающие экспрессию и выражение накопившегося вовне).
- В периоды стресса важно давать ребенку столько тепла, сколько в данный ему необходимо.
- Попробовать понять, что произошло, можно, наблюдая за детской игрой. Именно наедине с игрушками ребенок становится способным выразить свои переживания, как бы воспроизводя в сюжете и элементах игры травматическую ситуацию.
- Когда в семье происходят резкие перемены (развод, смерть или болезнь родственников), стоит попытаться найти слова, позволяющие объяснить ребенку, что случилось, с учетом его возраста.
Когда изменения — это возрастная норма
Прохождение возрастных кризисов является неизбежной частью жизни каждого человека. Оно связано с поиском новых шаблонов поведения в ситуациях, когда перестают функционировать старые.
Кризис — это непростой период, когда дети отличаются особой уязвимостью. Иногда он протекает достаточно тяжело как для самого ребенка, так и для его родителей. В результате под влиянием большого количества негативных переживаний характер малыша может подвергаться трансформации.
Но рано или поздно кризис заканчивается. При этом в случае его успешного прохождения происходящие психологические изменения позволяют личности ребенка перейти на новый уровень развития.
К числу основных возрастных кризисов в детстве можно отнести следующие.
- Кризис одного года, возникающий в то время, когда ребенок научается ходить. Он связан с обретением большей самостоятельности, что сопровождается проблемами с послушанием, повышением капризности и чувствительности к замечаниям взрослых.
- Кризис трех лет, при котором малыш еще больше отделяется от родителей, начинает противиться их воле, открыто проявляет негативизм, упрямство и непослушание.
- Кризис семи лет, причиной которого является поступление в школу и вхождение в новые социальные отношения. Ребенок стремится подражать взрослым, часто манерничает, отказывается от детских игр, становится менее непосредственным и бурно реагирует на критику.
- Подростковый кризис, истоки которого лежат в стремлении к взрослости и, на биологическом уровне, в гормональной перестройке организма, вызывающей перепады настроения, плаксивость, раздражительность, протестное поведение, повышенную утомляемость и внутреннее напряжение.
Изменения как проявления болезни
Помимо прочего, в любом возрасте резкие, внезапные изменения у детей могут быть связаны с целым рядом соматических и психических заболеваний. Именно поэтому при обнаружении каких-либо странностей в поведении ребенка важно сперва провести тщательную диагностику состояния его здоровья, привлекая при этом таких специалистов, например, как педиатр, невролог, эндокринолог, психолог и т.п.