Школьная травля представляет собой процесс, в котором можно выделить несколько ролей. Одни дети становятся жертвами буллинга, другие — агрессорами, третьи остаются безмолвными наблюдателями, и лишь некоторые принимают на себя роль защитника. Что делать, если ребенок оказался втянутым и участвует в травле сверстников? Как быть, если он сам выступает в качестве агрессора? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала необходимо рассмотреть психологические особенности детей, склонных к вовлечению в процесс буллинга.
Агрессоры
Агрессор является инициатором и идейным вдохновителем травли. Он подстрекает остальных членов школьного коллектива «помогать» ему в преследовании жертвы. Так, у агрессора зачастую имеется поддержка группы детей (численностью от нескольких учеников до целого класса), которых он активно вовлекает в процесс травли.
Психологические особенности
Как правило, для агрессоров характерно наличие определенных личностных особенностей:
- выраженное стремление к лидерству и превосходству;
- неадекватная самооценка (завышенная или заниженная);
- демонстративность, желание добиться внимания любой ценой, в том числе и с помощью вызывающего поведения;
- склонность перекладывать ответственность на других, привычка искать причины проблем в окружающих, а не в себе;
- слабо развитая способность осознания собственных чувств;
- недостаток сочувствия.
Причины агрессии
Исследования показывают, что примерно в 50% случаев агрессорами становятся дети, сами подвергающиеся жестокому обращению в своей семье. Чтобы отомстить и «отыграться» за пережитые ими унижения, такие дети проявляют насилие по отношению к более «слабым» сверстникам, инициируя и организуя травлю. Таким образом, агрессоры и сами нуждаются в помощи детского психолога, причем в большинстве случаев требуется работа с семьей ребенка в целом и пересмотр имеющихся методов воспитания.
Наблюдатели
В травле всегда имеются участники, остающиеся на «нейтральной» стороне. Из наблюдателей они иногда переходят в защитников, но чаще всего либо продолжают молча смотреть на происходящее, либо присоединяются к агрессорам.
Психологические особенности
Все дело в том, что такие дети не решаются отстаивать свое мнение, поэтому они готовы подчиняться толпе. Вполне вероятно, что они сами в прошлом являлись жертвами буллинга или боятся стать ими, если попытаются встать на защиту текущей жертвы. Для них характерны такие особенности, как:
- повышенная тревожность;
- пугливость;
- неуверенность в себе;
- отсутствие склонности к открытому проявлению агрессии;
- высокий статус в группе и страх его потерять.
Последствия травли для ее участников
Школьная травля оказывает отрицательное влияние на всех, кто так или иначе участвует в ней. Для агрессоров губительными оказываются последствия совершенных ими деяний. Вырастая, они могут начать стремиться все к большей и большей агрессии, что приводит в итоге к совершению преступлений. Но и сами действия агрессоров не проходят для них бесследно и всегда носят травмирующий характер. Они впечатываются в психику и оставляют неизгладимые следы на личностном развитии. Психологи считают, что если ребенок, проявляющий агрессию, обладает при этом низким интеллектом (как общим, так и эмоциональным), то его перевоспитание становится очень трудным, а иногда и вовсе невозможным.
Однако отчаиваться не следует, в большинстве случаев на ситуацию все же можно повлиять. В первую очередь в этом может помочь работа с психологом. При этом важно, чтобы в нее был включен как сам ребенок, так и его родители.
Cтратегия невмешательства в процесс травли может усугублять внутригрупповые процессы. Пассивная позиция наблюдателей «раскрепощает» агрессора, позволяет ему почувствовать себя безнаказанным и стимулирует действовать еще более эпатажно. Поэтому родителям следует объяснить детям, что они должны делать в случае, когда становятся свидетелями школьной травли.
В свою очередь, на самих свидетелей ситуация травли также накладывает специфический отпечаток. Они часто испытывают в связи с этим чувство вины, беспомощности, страдают и считают себя хуже самого агрессора. В результате у них формируется неадекватная самооценка, колеблющаяся от слишком низкой к завышенной, и наоборот.
Рекомендации психолога
Многие родители сильно удивляются, когда узнают, что их ребенок участвует в травле в роли агрессора. Они не могут в это поверить и сразу же начинают отрицать даже возможность подобного развития событий, оправдывая действия своего ребенка и стараясь найти им рациональную причину. Но такая стратегия поведения неэффективна.
Первым делом следует попытаться как можно более подробно узнать о том, что на самом деле произошло. Для этого необходимо спокойно обсудить ситуацию с самим ребенком, учителями, жертвой и другими детьми, ставшими свидетелями буллинга, а также с их родителями. Важно уточнить, как давно и насколько часто это происходит. Был ли это единичный эпизод проявления агрессии, или же она носит систематический характер.
Не следует наказывать ребенка и, тем более, применять по отношению к нему физическое насилие. Невозможно отучить от жестокости, пользуясь жестокими методами воспитания. Дополнительные скандалы и обвинения не помогут избавиться от агрессии.
В разговоре с ребенком дайте ему понять, что вы в курсе случившегося. Разговаривайте спокойно и рассудительно. Разузнайте, что думает о данной ситуации он сам. Четко объясните, что такое поведение недопустимо. Важно обосновать свою позицию и донести мысль о том, что подобные поступки вредят всем причастным к ним лицам. Отделяйте личность ребенка от его поведения. Не говорите ему: «Ты плохой». Вместо этого скажите: «Ты поступил плохо». Дайте понять, что травля причиняет вред и тому, кто является ее зачинщиком. Она заставляет других испытывать страх перед ним и лишает его возможности построения искренних дружеских отношений.