Пожалуй, многим знакомо состояние полной сосредоточенности на каком-либо занятии. В такие моменты человек увлечен и включен в то, что он делает, настолько сильно, что буквально теряет счет времени. Оно будто перестает существовать. Подобные переживания называют состоянием потока. Применение теории потока может сделать воспитание и обучение детей более успешным и результативным.
Теория потока
Американский психолог М. Чиксентмихайи выяснил, что люди, получающие удовольствие от своей деятельности (работы, обучения, хобби), склонны испытывать состояние потока. Это, в свою очередь, делает их труд более эффективным. Если же деятельность не приносит радости, то мотивация к занятиям постепенно снижается.
Ученый провел исследование и пришел к заключению, что лучшие минуты жизни человек испытывает вовсе не в периоды отдыха и расслабления. Как правило, люди наиболее счастливы, когда они заняты каким-то важным и интересным для них делом, когда прикладывают усилия, чтобы добиться чего-то трудного и значимого.
Ощущения, испытываемые непосредственно в самом моменте, не обязательно должны восприниматься как приятные. Однако в конце концов эти переживания являются наиболее близкими к тому, что обычно понимают под счастьем. Когда люди вспоминают такие моменты, они думают о них с глубоким удовлетворением и желают пережить их вновь.
Таким образом, если человек занимается приятным ему делом, в котором он может проявить свои навыки и свое мастерство, такое занятие само по себе способно замотивировать его и стать для него вознаграждением.
Компоненты и условия состояния потока
Описания ощущений, которые люди испытывают в состоянии потока, очень схожи. Это позволило выделить основные его компоненты, сочетание которых способствует возникновению глубокой радости, толкающей на то, чтобы заняться этой деятельностью снова:
- сосредоточение внимания;
- наличие посильной задачи;
- четко сформулированные цели;
- возможность незамедлительно получить обратную связь;
- высокая увлеченность деятельностью, позволяющая забыть о повседневных заботах, отвлечься от проблем;
- ощущение контроля над своими действиями;
- изменение восприятия течения времени, когда часы кажутся минутами, а минуты часами.
Теория потока в воспитании
Связь между развитием ребенка и чувством радости особенно ярко проявляется у маленьких детей. Они очень любопытны, постоянно стремятся исследовать и познать окружающий мир. Каждое новое открытие завораживает их и дарит им радость. Но с течением времени эта естественная связь рушится. Возможно, это связано с тем, что при поступлении в школу обучение становится некой обязанностью, как бы навязанной извне. Из-за этого принуждения удовольствие от овладения новыми навыками слабеет.
Состояние потока является ценным не только потому, что оно способствует получению удовольствия. Оно также укрепляет уверенность в собственных силах, побуждающую человека осваивать новые навыки и стремиться к достижениям. В этом состоянии высвобождается психическая энергия, которая обычно растрачивается на тревогу или скуку.
Именно поэтому теорию потока можно использовать в воспитании и обучении детей. Чтобы оно было более эффективным, необходимо помочь ребенку выстроить свою деятельность так, чтобы она соответствовала условиям переживания состояния потока и обладала оптимальным уровнем сложности.
Занятия, в которых можно ощутить состояние потока
Ощущение потока можно испытать в любой деятельности. Главное, чтобы она отвечала критериям, перечисленным выше. Это ощущение бывает характерно не только для занятий творчеством или спортом. Радость можно получать от учебы, общения, приготовления еды и даже от обыденных повседневных дел.
Сложность деятельности
Любое занятие предоставляет множество возможностей для действий, бросая «вызов» умениям и способностям ребенка. Одни дети находят себя в пении, другие — в плавании, третьи — в выпечке кексов. Возможность получить радость и удовольствие от конкретного занятия отчасти зависит от склонностей ребенка. Если у него нет соответствующих навыков, задача, скорее всего, покажется ему неинтересной или просто бессмысленной.
Следовательно, для достижения состояния потока важно, чтобы деятельность имела оптимальный уровень сложности. Только в таком случае формируется необходимый интерес. Если занятие будет слишком легким, то возникнет скука. Если слишком сложным — тревога. Ощущение потока формируется на границе между чувством скуки и страхом потерпеть неудачу.
По мере того, как навыки и способности ребенка улучшаются, он начинает легко справляться с деятельностью, которая прежде казалась ему слишком трудной. Поэтому сложность задач время от времени необходимо повышать. Однако нужно следить, чтобы это повышение не было слишком резким.
Ясность целей и обратная связь
Для того, чтобы испытать состояние потока, необходима полная концентрация внимания на выполнении деятельности. Высокой степень вовлеченности в какое-либо занятие ребенок может добиться, если поставит перед собой достаточно ясные цели. При этом, если цель, поставленная ребенком, является легкодостижимой, она не сможет принести особой радости.
Кроме того, важна возможность получения немедленной обратной связи, позволяющей ребенку понять, насколько хорошо он справляется, сколько ему остается до достижения цели.
Как сделать деятельность интересной
Самый легкий способ сделать деятельность интересной заключается в том, чтобы придать ей соревновательный характер. Вызов, который ребенок принимает, вступая в соревнование, может поспособствовать его развитию и принести ему радость. Главное, чтобы целью этого соревнования была не победа над соперником, а стремление выложиться по максимуму.
Другой способ, позволяющий ощутить состояние потока при выполнении повседневных и рутинных дел, состоит в том, чтобы превратить эту деятельность в осмысленную игру. Для этого нужно сформулировать цель и правила игры с учетом оптимального уровня сложности. Таким образом можно научить ребенка испытывать удовольствие даже от мытья посуды.