Когда ребенок жалуется родителям на скуку, многие из них часто начинают винить себя в этом. Им кажется, что именно они должны были обеспечить досуг для ребенка, хороший и интересный. Возникает множество вопросов. Чем занять ребенка? Какие еще существуют варианты досуга, кроме игр с гаджетами и просмотра мультфильмов?
От родителей, на самом деле, зависит многое, но далеко не все. Самая главная задача заключается в том, чтобы создать условия, а также научить ребенка самостоятельно находить и выбирать для себя развлечения.
Научите ребенка самостоятельно искать себе занятия и игры
Обучение в начальной школе — это период, когда дети становятся все более самостоятельными. Им уже не так необходимо постоянное присутствие рядом родителей. При этом не стоит пускаться в крайности и оставлять ребенка полностью предоставленным самому себе. Важно соблюдать баланс между временем, которое он проводит в одиночных играх и развлечениях со сверстниками, и временем, которое ему уделяют родители.
Чтобы перейти от жалоб на скуку и неумение себя занять к активной позиции и самостоятельной игре, нужны определенные умения и навыки. Родители могут научить им ребенка.
Умение делать выбор
Чтобы ребенок с легкость мог занять себя чем-нибудь сам, у него должно быть достаточно возможностей для этого (игрушек, инструментов и принадлежностей, необходимых для хобби). Однако, с другой стороны, обилие вариантов может осложнять осуществление выбора. Все дело в том, что в этом процессе активно задействуется внимание. Тогда как у младших школьников навыки внимания развиты еще довольно слабо. Оно с легкостью перескакивает с одного предмета на другой. И сосредоточиться, чтобы сделать выбор, бывает довольно затруднительно.
Ребенок, который не умеет делать выбор, как правило, теряется и ждет, пока мать или отец возьмут все в свои руки и предложат ему какое-нибудь интересное занятие. Родители обычно придерживаются одной из двух позиций.
- Некоторые раздраженно отмахиваются от ребенка и отправляют его искать себе занятие самостоятельно.
- Другие предлагают ему конкретный вариант досуга. То есть они сами находят игрушки и другой необходимый реквизит. Сами придумывают, что с ними делать.
Но ни одна из этих позиций не помогает обучить ребенка находить что-то интересное для себя и самостоятельно делать выбор. Есть два главных совета для родителей, которые хотят развить у своих детей данное умение.
- Сужать диапазон вариантов для выбора. Так, если ребенку сложно найти что-то, способное его заинтересовать, в целой комнате, начните сужать локацию. Предложите ему найти интересную игрушку на какой-либо конкретной полке.
- Регулировать количество игрушек. Оно не должно быть слишком большим. Старые игрушки, из которых ребенок уже «вырос» можно отсортировать и убрать. Или пожертвовать на благотворительность.
Развитие самостоятельности
Чтобы ребенок научился занимать себя самостоятельно, необходимо последовательно развивать у него этот навык еще с ранних лет. Следует постепенно передавать ему как можно больше ответственности за придумывание игры.
Если ребенок настаивает, чтобы вы играли вместе с ним, не торопитесь сразу включаться в игру, придумывать сюжет и устанавливать правила. Скажите, что вы скоро присоединитесь. И предоставьте малышу время на то, чтобы он начал играть сам. Или хотя бы попытался придумать игру. Чем чаще он делает это, тем богаче становится его предыдущий опыт и тем проще ему в дальнейшем организовывать свой досуг.
Эти рекомендации также касаются головоломок и настольных игр. Сначала предложите ребенку возможность самому разобраться в правилах, вспомнить их, самостоятельно расставить фишки, разложить карты.
Выбор хобби в зависимости от типа характера
Младший школьный возраст — это время, когда у ребенка начинают формироваться устойчивые склонности к занятию чем-либо. Безусловно, чем больше видов деятельности опробует ребенок, тем большие возможности у него появятся в выборе хобби.
Но поиски себя путем проб и ошибок могут оказаться довольно длительными. Изучая эту проблему, психологи выделили пять основных типов увлечений и выяснили, какие из них лучше подходят детям с различными особенностями характера.
Интеллектуально-эстетические
Отличительной чертой подобных увлечений является то, что они связаны с глубоким чувством интереса к любимому делу. Само дело может быть любым: музыка, рисование, радиотехника, разведение цветов или птиц.
Интеллектуально-эстетические хобби подходят любознательным, творческим личностям, любителям постоянно что-то придумывать и изобретать. Особенно привлекательными они кажутся скромным и необщительным детям, которые предпочитают играть и проводить свободное время в одиночестве.
Лидерские
Основным мотивом, толкающим на выбор этого типа хобби, является стремление проявить свои лидерские качества. Ребенок ищет ситуации, в которых он может быть предводителем, руководить или организовывать что-либо. Для этого необходима общительность и умение увлекать внимание других.
Такие дети охотно становятся старостами, капитанами команд и любят заниматься полезной общественной деятельностью. Они могут менять различные секции и кружки до тех пор, пока не найдут себе тот коллектив, в котором смогут занять лидерскую позицию.
Накопительские
Этот тип увлечений включает в себя коллекционирование различных предметов во всех его проявлениях. Такое хобби идеально подходит школьникам, которые отличаются особой тщательностью и аккуратностью, стремлением к накоплению материальных благ.
Телесно-мануальные
К телесно-мануальным увлечениям относятся различные виды спорта, изготовление своими руками каких-либо предметов, вышивание, езда на велосипеде и другие занятия. Их главной целью выступает желание развить определенные физические способности, овладеть какими-либо навыками. При этом ребенок получает удовольствие, скорее, от самого процесса занятий, а не от их результатов.
Эгоцентрические
Этот тип увлечений подходит детям, которые любят находиться в центре внимания. Сюда можно отнести театральные спектакли, пение, игру на музыкальных инструментах, спортивные соревнования, моду.