Период от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. К этому возрасту малыш осваивает массу занятий. Он может играть как со сверстниками, так и самостоятельно. Организуя досуг ребенка, важно учитывать особенности данного возрастного периода.
Особенности возраста
В дошкольном возрасте ребенок, как правило, уже умеет поддерживать разговор. Расширяется его словарный запас, кругозор, область переживаний и представлений об окружающем мире.
Совершенствуется интеллектуальная сфера. Дети становятся способными самостоятельно сочинить небольшой рассказ (например, о том, что удалось увидеть на прогулке), запомнить короткое стихотворение. Они уже уверенно держат в руках карандаш и могут изобразить на бумаге различные предметы или животных.
Продолжает формироваться характер, закладываются первые представления о морали, о добре и зле, а также об обязанностях. Появляется навык более тонкого различения эмоций: радости, огорчения, жалости, страха, смущения.
Игры и занятия дошкольников должны быть направлены на развитие психических процессов, важных для успешного усвоения школьного материала в дальнейшем. Это такие процессы, как:
- мышление;
- речь;
- память;
- воображение;
- представления об окружающем мире.
В дошкольную пору сюжетно-ролевая игра является главной деятельностью малыша, в которой он оттачивает все имеющиеся навыки и развивает новые. В этой игре он тренирует способность принимать на себя различные социальные роли (школьника, сына или дочери, друга, работника и т.д.).
Но начинается все с принятия игровых ролей: рыцарь, принцесса, продавец в магазине. Затем ребенок создает вокруг себя игровое пространство. В качестве реквизита он может использовать даже предметы, лишь отдаленно напоминающие ему тот объект, который они должны олицетворять. Так тренируется детская фантазия. Кроме того, в ролевой игре малыш учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Ему нужно договориться с товарищами по игре о распределении ролей, продумать интересный для всех сюжет.
Чем заняться вместе с ребенком?
Ниже перечислены игры и занятия, которые не только полезны, но и способны увлечь ребенка, поскольку попадают в его зону ближайшего развития. То есть являются не слишком легкими и не слишком сложными для него.
Разрезные картинки и паззлы
Иногда родителям не удается заинтересовать ребенка собиранием пазлов, потому что они просто высыпают перед ним большое количество деталей и просят из них что-то собрать. Ребенок смотрит на эти детали и не понимает, что с ними делать. Из-за чего это занятие кажется ему слишком сложным или скучным. Чтобы этого не произошло, важно обращать внимание на следующие аспекты.
- Сложность. Знакомьте ребенка с паззлами, начиная с минимального уровня сложности (3-5 деталей). Убедитесь в том, что он успешно справляется с таким количеством частей и усложните задачу.
- Атмосфера. Превратите сборку паззлов в увлекательную игру, не подходите к ней слишком формально. В такой игре можно оживлять персонажей и детали паззлов, делать так, чтобы они разговаривали с ребенком.
Паззлы не обязательно покупать, их можно сделать и самостоятельно. Достаточно напечатать несколько картинок, наклеить их на картон и разрезать на нужное количество фрагментов. Это занимает не слишком много времени, но таким образом можно изготовить большое количество разнообразных по сюжету изображений, особенно, если этот вид досуга привлекает ребенка.
В более старшем возрасте дошкольникам можно давать паззлы, состоящие из большего количества деталей. Другой их альтернативой являются кубики с нанесенными на них изображениями. Принцип игры с ними похож на сбор паззлов. Однако задача здесь усложняется, поскольку каждый кубик имеет целых шесть граней с фрагментами различных картинок. И его необходимо развернуть так, чтобы изображения совпали.
Поиск сокровищ
Эта игра направлена на развитие пространственного мышления. Особенно увлекательной ее находят младшие дошкольники. Суть игры заключается в том, чтобы нарисовать карту и, ориентируясь по ней, отыскать сокровища. Начинать можно с карты детской комнаты. Составлять ее необходимо вместе с ребенком, параллельно рассказывая ему о том, что вы рисуете. Предметы лучше изображать не символически, а с помощью реалистичных и понятных образов.
Дальше игра разворачивается следующим образом. Родитель прячет в комнате игрушку и отмечает на карте место, где хранится сокровище. Чтобы впоследствии изображение комнаты можно было повторно использовать для новых игр, отметки следует делать карандашом. В следующей игре родители и ребенок могут поменяться ролями, и прятать «сокровище» будет уже сам малыш.
У детей более старшего возраста взаимодействие с картой может стать составной частью другой ролевой игры. К примеру, ребенок может играть в водителя грузовика, который доставляет товары на различные склады, месторасположение которых отмечено на карте крестиком. В качестве «груза» можно использовать игрушки или кубики.
Сочинение историй по картинкам
Для этого нужно подготовить несколько карточек с изображениями различных предметов, животных или людей. Сделать их можно своими руками, вырезав иллюстрации из журналов, детских раскрасок или распечатав картинки из интернета.
В дальнейшем эти карточки пригодятся для использования в играх на развитие речи и воображения. Самый простой вариант такой игры — придумывание рассказа с использованием слова, изображенного на картинке. Ребенок последовательно вытягивает из стопки карточки, и ему необходимо придумать продолжение истории, включая в нее каждое новое слово.
Тренировка памяти
Ближе к окончанию дошкольного периода у детей начинает развиваться произвольная память, то есть способность запоминать информацию с помощью волевого усилия. До этого момента память у детей работает «механически». Слова или предметы, чем-то впечатлившие ребенка, запоминаются сами по себе. Вот несколько коротких упражнений, которые можно использовать для тренировки памяти:
- заучивание небольших стихотворений и их выразительная демонстрация;
- пение песен;
- упражнение «Числа» (называние ребенку нескольких чисел подряд с просьбой их повторить).