Вопреки распространенному заблуждению, одаренность не сводится к врожденным качествам. Способности человека продолжают совершенствоваться на протяжении всей его жизни. Детская одаренность представляет собой сложное, многокомпонентное явление. Для развития талантов одаренному ребенку нужна поддержка со стороны взрослых и особый подход. Чем раньше удается выявить у ребенка признаки одаренности, тем больше шансов и возможностей появляется для того, чтобы направить их в правильное русло.
Что такое одаренность?
В современной науке вопрос о том, что такое «одаренность», остается открытым. Чаще всего под этим термином психологи понимают наличие выраженных способностей в каком-либо виде деятельности и их сочетание, позволяющее добиваться незаурядных результатов в сравнении с другими людьми.
Детская одаренность может проявляться в одной (или в нескольких) из перечисленных сфер:
- интеллектуальные способности;
- творческая сфера;
- общение и лидерский потенциал;
- спортивные достижения.
Одаренность, действительно, формируется на основе врожденных задатков. Одаренные дети отличаются умением легко, быстро и качественно осваивать навыки, необходимые для успеха в какой-либо деятельности. Однако это еще не все, многое зависит и от внешних обстоятельств. Так, например, отсутствие поддержки со стороны взрослых может зарубить врожденные задатки ребенка на корню.
Признаки одаренности ребёнка
Предполагается, что одаренность включает в себя четыре основных компонента:
- Внутренняя мотивация — наличие интереса к осуществлению той или иной деятельности. Когда ребенок делает что-то просто потому, что ему это нравится.
- Оригинальность или креативность, которая часто проявляется в изобретении необычных способов для решения тривиальных задач.
- Гибкость мышления, то есть умение рассмотреть проблему с разных сторон, а также способность быстрого переключения между различными видами задач.
- Выраженные способности в каком-либо виде деятельности.
Трудности, связанные с одаренностью
Нередко исключительная одаренность в какой-либо сфере бывает связана с наличием трудностей в других жизненных областях. Психическое развитие одаренных детей может протекать неравномерно. В таких случаях что-то одно развивается за счет чего-то другого. Чаще всего при этом страдают эмоциональная и коммуникативная сферы. Одаренные дети могут отличаться эмоциональной неустойчивостью и испытывать трудности при общении со сверстниками.
Трудности в общении у одаренных детей в различные возрастные периоды бывают обусловлены такими факторами, как:
- отличие интересов одаренного ребенка от увлечений, характерных для сверстников;
- проблемы эмоциональной саморегуляции;
- ощущение своего превосходства над другими детьми, высокомерное отношение к ним;
- погруженность в фантазии и собственный внутренний мир;
- отсутствие желания общаться со сверстниками;
- отвержение социальных требований и норм.
Перечисленные факторы, нередко сопутствующие одаренности, могут стать существенным препятствием на пути самореализации. Поэтому особое внимание при воспитании следует уделять социальной адаптации.
Особенности воспитания
Основной целью воспитания одаренных детей является актуализация у них потребности в самореализации. Следует попытаться создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок мог раскрыть и проявить свои способности. Поддерживайте его инициативу. При этом успехи всегда должны быть по достоинству оценены. Не стоит скупиться на похвалу, она способствует развитию уверенности в собственных силах.
В воспитании одаренного ребенка особое внимание нужно уделить таким аспектам, как:
- поиск своего места в мире;
- формирование адекватной самооценки;
- поддержка инициативы и вселение уверенности в себе;
- развитие потенциала, задатков и способностей;
- преодоление социальной изоляции в детском коллективе.
Рекомендации по воспитанию одаренных детей
Вот несколько рекомендаций, которых психологи советуют придерживаться при воспитании одаренных детей.
- Обучайте ребенка выстраиванию отношений с другими людьми. Своевременно ознакомьте его с правилами поведения в социуме. Организуйте атмосферу для полноценного и качественного общения с родными. Поддерживайте стремление к взаимодействию со сверстниками.
- Не лишайте ребенка свободного времени. Не перегружайте его участием во всевозможных секциях, кружках и дополнительных занятиях. Такие перегрузки вредят психическому развитию и приводят к тому, что у ребенка формируется отвращение к учебной деятельности, которое бывает сложно преодолеть даже в зрелом возрасте.
- Дайте ребенку возможность развиваться в игре. Игра — это наиболее характерная для детей деятельность. В ней они оттачивают свои навыки естественным путем, получая при этом удовольствие. Разбавляйте серьезную деятельность элементами игры. Это позволит снизить напряжение за счет усиления внутренней мотивации.
- Следуйте за интересами и способностями детей, а не за собственными амбициями. Если вашему сыну нравится рисование, а вы всегда мечтали, чтобы он стал футболистом, то о своих мечтах, увы, вам придется забыть. Поддерживайте интересы ребенка и его любознательность, поощряйте эксперименты и получение нового опыта. Тогда по мере взросления ему будет проще найти свое место в мире и понять, чем действительно он хочет заниматься.
Воспитание одаренного ребенка — это сложный процесс, который требует особого подхода и терпения. Такие дети часто нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Детский психолог поможет родителям подобрать подходящий стиль воспитания исходя из индивидуальных особенностей ребенка и переживаемых им трудностей, которые часто выступают как обратная сторона одаренности. Он направит развитие ребенка в правильное русло и будет содействовать наиболее эффективной реализации его способностей.