Рисование — прекрасный способ самовыражения, развивает наблюдательность, память, фантазию. Также это своеобразная психотерапия. Ведь посредством рисунка ребенок может избавиться от страхов, передать, что его волнует и тревожит. Часто рисунки ребенка — своеобразный дневник, в котором он отражает события дня, свои впечатления, взаимоотношения в семье. Привив любовь к рисованию, родители избавятся от проблем, чем бы занять детей в свободное время.
Все маленькие дети любят рисовать. Уже с одного года малыши могут самозабвенно калякать, чиркать, чертить на всем, что попадет под руку и всем, что может оставлять следы и линии. Родителям нужно набраться терпения, ведь детские каракули можно увидеть на мебели и обоях, на полу, на неосмотрительно оставленных документах и на теле самого малыша. Если что-то испорчено, это вина родителей. Малыши пока не знают про ограничения, они осваивают новые территории с фломастерами и карандашами в руках. Детям нельзя запрещать рисовать на чем-то (стене, скатерти и т.д.), потому что они воспримут это как запрет — нельзя рисовать вообще. Надо объяснить, что белый лист бумаги на столе или прикрепленный к стене, или на полу создан для того, чтобы на нем рисовали.
Годовалым малышам подойдут пальчиковые краски. К трем годам ребенка уже можно научить рисовать кисточкой. Основные цвета гуаши выложите в блюдца и добавьте немного воды. Цветные пятна, сделанные кисточкой, можно превратить вместе с ребенком в цветы, деревья, тучи, солнце или животных (желтого цыпленка, черную кошку и т.д.), дорисовав недостающие детали. Для творчества подойдут старые календари, плакаты, чертежи, настеленные на полу чистой стороной вверх. Ребенок может ползать и создавать любые по размеру каракули. Он учится создавать разные загогулины, волнистые и острые линии, смешивает краски и уже отдает предпочтение любимым цветам.
Занятия рисованием, как и другие, требующие сосредоточенности и усидчивости, необходимо чередовать с прогулками на свежем воздухе, активными движениями и подвижными играми.
С четырех лет ребенка можно познакомить с палитрой и показать, какие цвета и оттенки получаются при смешивании красок: например, в красную добавить белую, получится розовая; синюю перевести в фиолетовую и т.д. Дошкольники любят пробовать все новое и привлекать к своему творчеству взрослых. Они просят порисовать вместе с ними, оценить их рисунки, ждут похвалы. Хвалить стоит за старание, а не за гениальный рисунок, иначе ребенку не миновать завышенной самооценки и снисходительного отношения к рисункам других детей. И поосторожнее с критикой: ведь даже взрослые художники очень болезненно к ней относятся, не говоря о детях.
Рисуя вместе с детьми, родители иногда так увлекаются, что рисуют уже вместо них, отбивая охоту у детей. Правильнее рисовать пополам: ребенок начинает рисунок, мама немного продолжает, затем он заканчивает.
Можно нарисовать геометрические фигуры и придумать, что из них получится. Например, если к прямоугольнику подрисовать кружки и квадраты, получится грузовик. Из двух треугольников получается бабочка, песочные часы; из круга – солнце и т.д.
Полезно вместе рисовать узоры: например, в середине листа изобразить квадрат, вокруг него круг, затем точки, палочки – пусть каждый дополняет узор новыми цветами и другими деталями. Надо не ставить цель создавать шедевр, а рисовать что-то несложное, не требующее специальных навыков. Даже постепенно усложняя рисунки, все же не стоит перегружать их множеством деталей, так как обучение рисованию всерьез лучше доверить профессионалам.
Дошкольники и младшие школьники любят рисовать на асфальте цветными мелками за компанию с другими детьми. Часто дети не могут придумать для рисунка интересный сюжет. Поэтому, хорошо бы предложить что-то из сказки или из жизни, быта; чтобы подстегнуть фантазию. Рисовать можно и веткой на снегу и песке, украшать рисунками дачный забор, раскрашивать коробки и посуду, бутылки необычной формы.
Ближе к подростковому возрасту, у детей просыпается любовь к копированию: они аккуратно прорисовывают детали, подражая иллюстрациям в книгах и журналах. Допуская ошибку, выбрасывают «неудачный» рисунок. Появившееся излишнее пристрастие к копированию, мешает им следовать своей фантазии, выражать собственные образы в красках. В этом случае можно предложить детям сделать копии по репродукциям шедевров великих мастеров, а затем устроить выставку, где копия будет соседствовать с репродукцией.
Если у ребенка явные способности к рисованию, и он хочет посещать изостудию, обязательно отдайте его туда и обеспечьте нужными материалами и пособиями. Может он захочет в дальнейшем поступить в художественное училище. Какую бы профессию ни выбрал бы человек, умение рисовать пригодится и в архитектуре, и в картографии, кораблестроении, моделировании одежды и причесок, создании театральных декораций и т.д. Будет ли ребенок в дальнейшем настоящим художником, зависит от множества обстоятельств. Но человеком неравнодушным и любящим искусство он будет обязательно.