Закончилось лето, а вместе с ним и вольная жизнь ребенка. Интересные игры с друзьями, речка, пруды, земляничные поляны и таинственный шум лесов — все в прошлом. Впереди учебный год, когда в одном закрытом помещении собирается до тридцати человек (что актуально для мегаполисов). Уже нельзя поспать вволю, приходится отсиживать по 45 минут на уроках, плюс акклиматизация после загородного воздуха к городскому. Даже у взрослого человека часто случается послеотпускная депрессия, а ребенок даже может заболеть с температурой, хотя кроме температуры никаких других симптомов нет. Это реакция организма на стресс. Как же его смягчить?
Лучше приехать в город за неделю до школы. Ребенок сможет адаптироваться к городской жизни, встретиться с друзьями. Встреча с друзьями способна не только смягчить стрессовую ситуацию, но и заставить его испытать радость от возвращения в город и ожидания школьных дней.
Конечно, труднее всего первоклассникам и именно тем детям, которые не ходили в детский сад, воспитывались в любящей семье, которая подстраивалась под ребенка. Для них столкновение с системой, которая строго требует, чтобы подстраивались под нее, с критикой, иногда несправедливой, невозможностью ее оспорить – является стрессом. Так же, как и каждодневное сравнивание себя с одноклассниками; когда делается одно дело, но не все с ним хорошо справляются.
Ребенку надо объяснить, что необязательно он будет преуспевать во всем. Разным людям хорошо удаются разные вещи, главное – прислушаться к себе и понять, что тебе дается, а что нет. А многие родители считают, что их ребенок самый талантливый и умный, и должен быть лучше всех. И если вдруг оказывается не так, они разочарованы, считают себя «плохими родителями». Видимо, в детстве их тоже все время оценивали, загоняли в определенные рамки, не давали следовать своим интересам и желаниям. Конечно, никто не отменял школьной дисциплины, но, часто, методики, программы, задания, спущенные сверху, требуется беспрекословно выполнять, не считаясь с индивидуальными возможностями ребенка. В результате половину класса записывают в отстающие. В этот момент родителям надо отпустить ситуацию, не паниковать, не давить на ребенка, а постараться найти выход. Пообщаться с учителем, но без обиды и раздражения, так как увидев, что родители негативно настроены, дети начинают манипулировать их чувствами, чтобы оправдать, например, нежелание учиться.
Во время общения с учителем, постарайтесь контролировать эмоции, даже если он не доволен учебой и поведением ребенка. Случается, что без видимых причин, он попадает в нелюбимчики. Иногда личные психологические проблемы некоторых учителей негативно отражаются на учениках. К сожалению, есть учителя, использующие свое профессиональное положение для снятия накопившегося раздражения, высмеивая, навешивая ярлыки, ведя себя по-хамски с детьми, которые не могут им противостоять. Если родители понимают, что контактировать с таким учителем бесполезно, обращайтесь в администрацию школы или в вышестоящие органы. Если родители не в силах отстранить такого педагога от работы с детьми, надо искать другого учителя, школу, но не допускать того, чтобы неокрепшая детская психика подвергалась каждодневным испытаниям. Профессиональный, уравновешенный, думающий педагог – 90 процентов успеха в обучении ребенка.
Внимание родителей к проблемам детей всегда даст положительный результат. Главное – ставить интересы ребенка превыше всего. Если ему не очень удается учеба – отдайте его в спортивную секцию, займите рисованием, музыкой и т.д. Ребенок, с трудом успевающий в школе, может стать хорошим музыкантом, спортсменом, художником и успешным человеком. Самое ужасное – твердить «ты должен получить не меньше четверки, пока не получишь хорошую оценку, ничего не куплю». Такое давление развивает отвращение к учебе в целом, а в случае невозможности получить хорошую оценку – отвращение к себе и всему миру. Чтобы чего-то хотеть узнать и достичь, ребенку необходимо быть эмоционально благополучным. Он должен быть уверен, что в случае неудачи взрослые его не причислят к двоечникам, лентяям и хулиганам, а разберутся и помогут.
Как ни странно, трудности в школе возникают у хорошо подготовленных, «сильных» детей. Придя в первый класс, такие дети уже все умеют. Им неинтересно, скучно; они привыкают не учиться, валяют дурака, считая себя самыми умными. Постепенно такое отношение к учебе оборачивается небрежностью в письме, в выполнении заданий. Уверенность «я все знаю», «это легко», может привести к тому, что, не стараясь, дети попадают в отстающие, от скуки вертятся на уроках, получают замечания по поведению. У ребенка пропадает интерес к учебе и требуется усилие, а иногда и помощь детского психолога, чтобы его вернуть.
Не стоит усердствовать с подготовкой к школе, если только ребенок не захочет сам читать и писать. Дошкольникам интересны буквы, складывание из них простых слов, цифры, простейший счет, самые простые прописи. Остальное оставьте школе. Не отнимайте у детей детство, пусть ребенок побездельничает, погуляет, поиграет. Пусть он будет ребенком, а не маленьким замученным старичком под грузом ответственности. Став школьником, он должен знать, что его детская жизнь продолжается.
И пусть жизнь продолжается, даже если не дается математика. Почаще с гордостью говорите: «Мой ребенок гуманитарий, будущий биолог», «программист». Стоит внимательнее присмотреться к своим детям.