Дружба всегда значила для человека очень много. Но у некоторых друзей нет, есть приятели, знакомые, но не друзья. Дружба требует бескорыстия и строится годами. Друг поможет, не предаст, простит, когда надо — покритикует. Вспомним слова Гете о дружбе: «Для того, чтобы иметь много друзей, надо самому быть другом». И от родителей зависит, будут ли у ребенка во взрослой жизни настоящие друзья.
Уже с полутора лет малыши стремятся общаться и играть с другими детьми. Но общение обычно заканчивается ссорами из-за игрушек. Дети двух-трех лет еще не очень умеют ладить со сверстниками. Зато с четырех лет они объединяются в группы для совместных игр. Другие дети рассматриваются как партнеры по играм и в фаворе те, кто знает много игр, общительные, ловкие. Ребенок начинает понимать, что у других детей есть свои желания и предпочтения, но мирится с этим еще с трудом. Дружба дошкольников отличатся эгоцентрическим характером, где свои интересы превыше всего. Ребенка легко «купить» подарками, ему нравятся дети, которые что-то ему дарят и он тоже пытается завоевать дружбу подарками или сладостями.
В младшем школьном возрасте дружба гораздо избирательнее. У детей появляются общие школьные дела, увлечения, а не только игры. Мальчики собираются в компании по принципу какой-то общей деятельности, например, футбольная команда, увлечение техникой и т.д. В девчоночьих группах в основном 2-3 человека, и отношения у них более доверительные.
Для шестиклассников общение с друзьями выходит на первый план. Мнение родителей уже не так важно, как мнение друзей. Дети живут в своем мире, который оберегают от вторжения взрослых. Родителей обижает, что ребенок отдаляется от них, но иначе он не сможет стать самостоятельным во взрослой жизни.
Подростки считают себя взрослыми людьми, но в то же время обособляются от взрослых. Обо всех семейных проблемах, событиях, ссорах и т.д. они спешат рассказать друзьям. С помощью друзей подростки пытаются разобраться в себе.
Подросток начинает пропадать в «тусовке», которая становится для него очень привлекательной. «Тусовка» — компания подростков со своими стандартами в одежде, поведении, общении. Там диктуются свои правила: «будь как все». Там не ценится индивидуальность, все подчиняются одному или нескольким авторитетам. Всем разрешается возвращаться поздно домой, все курят, у всех есть карманные деньги. Родителям стоит проявить характер и объяснить, что такие правила не приведут ни к чему хорошему. Может, подростку они тоже не нравятся, но он не уверен в себе и не может сказать «нет». С «тусовкой» порвать нелегко, она затягивает. В подростковом возрасте ребенок спорит с родителями тем больше, чем больше нуждается в их поддержке и понимании. Чтобы покинуть «тусовку», ему необходимо обрести себя. Проанализируйте свои отношения с ребенком: может вы часто обижаете его, слишком с ним строги и авторитарны. Ему не хватает родительской любви и нежности. И он выбирает друзей, которые точно не понравятся родителям. Надо набраться терпения и оптимизма, и со временем ребенок покинет «тусовку».
В теории родители согласны с тем, чтобы дети сами выбирали себе друзей. Но когда ребенок знакомит друзей с родителями, часто они не одобряют его выбор. Запреты вряд ли помогут. Если младшие дети еще прислушиваются к мнению родителей, то у подростка отрицательная оценка вызовет протест. Приглядитесь к ребенку, может он только дома ведет себя хорошо, а все дома такой же хулиган, как и его друг. Присмотритесь и к хулигану, может обнаружите такие качества его характера, как отзывчивость и доброта, а агрессивность и грубость – всего лишь защитная маска.
Родители хотят для своих детей отзывчивых, преданных, положительных, честных друзей, а ребенок – лишь хорошего партнера по играм, который, к тому же, выслушает его и будет сопереживать. Не важно, что такой друг сквернословит и курит. Поэтому родителям надо научить ребенка разбираться в людях, понимать, где их сильные, а где их слабые стороны. Идеальных людей не бывает, но важно, чтобы дети видели ту грань, за которую переступать нельзя. И каким бы обаятельным и понимающим ни был его друг, но если его любимая забава – мучить животных, издеваться над слабым, бить стекло на пляже и т.д., ваш ребенок должен вовремя сказать «нет». Например: «Я считал тебя своим другом, но ты мучаешь животных, издеваешься над слабым и я е могу с тобой больше дружить». Или: « Мне очень нравится с тобой дружить, но я против битья стекол. Давай займемся чем-то другим» (ребенок должен уметь предложить интересное занятие, что не так просто).
Дети часто идут на поводу у изобретательных друзей, с которыми интересно, пусть даже и опасно. Родителям важно обогащать среду детей, приучая к развивающим и полезным занятиям. Надо усиливать свое позитивное влияние на ребенка в противовес негативному «плохих друзей», сохраняя доверительные отношения с ребенком. Нельзя говорить: «Увижу тебя с Олей, Петей – убью!», дети продолжат дружить с ними тайно, что еще хуже. Поэтому, придется приглашать таких друзей в гости. Вы сможете узнать их лучше, может, даже окажете на них влияние. Дружба на виду, лишившись таинственного флера, перестает быть такой желанной. Дети часто увлекаются сильными, авторитарными личностями, умеющими вести за собой. Иногда такие товарищи приводят совсем не туда, куда нужно. Найдите такую личность, но с положительными качествами — руководителя кружка, тренера, наставника. Ребенок поймет, что сильная энергия бывает как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» и сделает правильный выбор. Не обязательно, что с другом он расстанется, а как раз сможет хорошо на него повлиять, например, привлечет к занятию в секции. Ребенок сможет дружить с ним, но иметь собственное мнение и не давать другу совершать ошибки. Это непросто, но именно такие друзья, которых вовремя смогли повернуть на правильный путь, впоследствии будут самыми верными и преданными друзьями вашему ребенку.
Дети поддаются влиянию сверстников, потому что хотят, чтобы их принимали и понимали. Уважайте личность ребенка, не жалейте время на общение, чтобы не потерять ребенка впоследствии.
Но даже наличие плохих друзей лучше, чем то, что ребенок совсем не имеет друзей и постоянно сидит дома. Такие дети вырастают нелюдимыми и неприятными в общении. У них занижена самооценка, они застенчивы и неуверены в себе. Отдайте ребенка в «спокойный» кружек (рисование, шахматы) и присматривайте ему в друзья неагрессивных, доброжелательных детей. Повышайте самооценку ребенка. Человек уважающий и верящий в себя будет уважать других людей.