Наверное, каждый родитель однажды выслушивал заявление своего четырех-пяти летнего малыша о том, что он женится на такой-то девочке, или девочка объявляла, что у нее есть «жених». Родители обычно реагируют смехом на такие признания, хотя, маленькие человечки могут испытывать глубокие чувства: ревность, нежность, счастье и горечь утраты.
Осознание своего пола формируется у ребенка к трем годам. Тогда же дети задумываются о том, что рядом с ними живут люди другого пола, отличающиеся от них и не очень понятные. Малыш наблюдает за окружающими и пытается выбрать для себя пример женственности или мужественности, хотя это совсем неосознанный выбор. Ребенок не может объяснить, почему именно эта девочка или мальчик притягивает его внимание. Почему при виде этого мальчика сердце то замирает, то бешено колотится? Любовь всегда иррациональна и спонтанна, а детская особенно. Она не замутнена сексуальностью (как не странно, сексуальный интерес для малыша представляют его родители, а не сверстники). Ребенок счастлив просто видеть объект своей любви и бескорыстно принимать его. Ребенок, учась ценить уникальность другого, познает и свою индивидуальность.
Дети, хотя и не могут объяснить, что такое любовь, но подсознательно чувствуют, что это. Например, девочка спрашивает мальчика: «Ты меня любишь?». «Нет»,- отвечает он. Девочка в красивом пышном платье начинает кружиться перед ним, и спрашивать: «А так любишь?» — «И так не люблю». Тогда она смеется, запрокидывая голову и прищуривая глазки: «А так любишь?». Мальчик смотрит и задумчиво говорит: «От этого любовь не зависит». Такой вывод, сделанный дошкольником, полезен и взрослому. Здесь дети мудрее нас.
Детская безусловная любовь необходима для гармоничного развития малыша, для взросления его души. Но без родительской помощи не обойтись. Ведь то, как родители отнесутся к детской любви ребенка, будет зависеть, каким образом у него сложатся отношения с противоположным полом в дальнейшем. Если отнестись к его желаниям пренебрежительно, посмеяться над его чувствами, то во взрослой жизни он будет избегать нежности и ласки. Если отругать, раздраженно отмахнуться — он всегда будет скрывать свои чувства от родителей и считать любовь чем-то постыдным. Если родители в шутливой форме рассказывают близким о «женихе», «невесте» и «скорой свадьбе», то у ребенка во взрослой жизни будут проблемы: паническая боязнь того, что любые ухаживания окружающие примут за серьезные и далеко идущие намерения. Также нельзя говорить: таких Маш у тебя будет вагон и маленькая тележка! Тем самым убеждая, что любовь не является ценностью, и что менять партнеров нормально. Нельзя задавать бестактные вопросы: «Ты что, влюбилась?» Лучше спросить: «Тебе интересно играть с Мишей, он хороший мальчик?».
Если ребенок сам скажет, что любит, не отмахивайтесь: «Что ты понимаешь в любви?» Постарайтесь тактично похвалить выбор ребенка, даже если он вам не нравится. «У тебя замечательный друг, подружка!» Даже если вы правы и выбор ребенка неудачен, не высказывайте свою точку зрения. Пройдет время, и ребенок сам поймет, нужна ли ему такая подружка или друг. Ведь опыт разочарований также необходим, как опыт влюбленности. Но у ребенка должна быть уверенность, что тот, кого он любит, будет принят родителями.
Ребенку надо помочь разобраться в происходящем, в его чувствах; показать, как правильно строить отношения с объектом любви. Например, если малыш приглашен на день рождения к любимому, помогите ему с нарядом и подарком, ведь так важно предстать в достойном виде перед любимым. Посоветуйте сделать что-то своими руками, помимо покупного подарка. Мальчика научите правильно выбирать и преподносить цветы подружке. Если же объект любви приглашен в гости к вам, не высказывайте недовольства. Пусть события разворачиваются на ваших глазах (в будущем тоже). Лучше вместе испеките что-нибудь к чаю, помогите убрать комнату. Может, при близком знакомстве приятель ребенка не покажется таким уж неподходящим.
Очень важно научить ребенка правильно переживать неразделенную любовь. Раз уж так случилось, и он столкнулся с предательством, соперничеством, ревностью, поддержите его, расскажите случаи из своего детства и своих знакомых. Нельзя девочке говорить фразы: «Наплюй на него. У тебя должна быть гордость». Объясните, как достойно выходить из трудных ситуаций.
У малышей сильно развиты собственнические чувства, в которые часто перерастает любовь. Важно объяснить, что его избранник не игрушка, у него есть другие дела, интересы, увлечения. Он имеет право общаться с другими детьми.
Другой грустный момент – разлука с избранником. Когда дети вынуждены следовать за родителями, переезжать в другой город. Они годами тоскуют по оставленным друзьям, поэтому сделайте так, чтобы ребенок имел возможность с ними общаться, хотя-бы редко. Пусть потом их пути разойдутся, но ребенок избежит горечи утраты.
Если родители отнесутся серьезно к чувствам маленького человека, то помогут ему разобраться в самом сложном в человеческих отношениях – умении любить и быть любимым.